Одним из главных событий послевоенного лета стал парад Победы в Москве 24 июня. Отчёт с него и речь маршала Советского Союза Жукова напечатаны в номере газеты за 26 июня. Правда, без фотографий, фотографии с парада Победы появились только в центральной прессе.
Но как всё было, читатели могли себе представить: «Двести советских воинов несут склонённые вражеские знамёна, захваченные в боях. Поравнявшись с мавзолеем, победители останавливаются, делают поворот направо и поочерёдно, с глубоким презрением бросают фашистские знамёна наземь у подножья мавзолея…» Уже в конце августа в кинотеатрах Архангельска демонстрировался «новый звуковой документально-хроникальный фильм «Парад Победы».
И это было время, когда дожидались победителей домой.
В номере от 6 июля в передовице «Встреча воинов» разъяснялось: «Верховный совет принял закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии. Проведение демобилизации миллионов людей потребует больших усилий и высокой организованности. Воины должны чувствовать ласковую руку Родины, везде о них должна быть проявлена забота, к ним должно быть приковано внимание.
Поедут воины по железным дорогам нашей области — надо, чтобы они видели повсюду порядок. Строго выдержанное расписание, образцовое обслуживание в поездах и на станциях, необходимо организовать справочную работу, медицинское и санитарное обслуживание демобилизованных, обеспечить работу бань, прачечных, мастерских по ремонту одежды и обуви. На узловых станциях организовать горячее питание, везде должен быть кипяток, надо наладить торговлю. Воины возвращаются в семьи — купить подарок детям, родственникам будет искренним желанием любого фронтовика…
Наконец, сама встреча воинов. Это будет большим праздником: они возвращаются с Победой! Едут воины. Встречайте их!»
В номере за 11 июля, в публикации «Перед встречей» говорится: «Архангельск готовится к знаменательным дням. Скоро возвратятся те, кто мужественно защищал Отечество на поле брани. Железнодорожные вокзалы Архангельска и Исакогорки, пристань речного пароходства приобретают нарядный, праздничный вид. Организуются пункты по оформлению документов. Для демобилизованных, отправляющихся через Архангельск в районы области, создаются пересыльные пункты, где будут работать буфеты, парикмахерские, мастерские по ремонту одежды и обуви.
В городе принимаются меры к тому, чтобы полнее удовлетворить запросы семей демобилизованных. Обращается внимание на ремонт квартир военнослужащих. На заводах Маймаксы, Соломбалы, Пролетарского района (ныне — Цигломенский округ) удобные общежития готовы принять воинов. Для их обслуживания оборудованы специальные магазины и столовая…»
В номере за 14 июля напечатаны под общим заголовком «Готовятся к встрече воинов-победителей» сообщения из Котласа и Красноборска — как там будут встречать демобилизованных: выделяют транспортные средства для перевозки к месту жительства, оборудуют столовые и украшают вокзалы и пристани.
За 20 июля под заголовком «Добро пожаловать, славные воины!» напечатан отчёт за подписью П. Некрасова, как встречали 18 июля первую группу демобилизованных с Ленинградского фронта.
«Задолго до прибытия поезда перрон был полон. Над вокзальными зданиями развевались красные флаги, на стенах пестрели плакаты и лозунги «С Победой, дорогие воины!». Волнение достигло предела, поезд остановился. Первой встретила брата Леонида Лучинского его сестра Лидия. Девушки-комсомолки преподносят воину большой букет цветов. Встречаются со своими земляками соломбальцы. Приморский рыбак ищет знакомых.
— Маймаксанцы! Кто здесь маймаксанцы? — оглядывает солдат встречающих.
К нему бросаются несколько человек… Тут же, на перроне, состоялся митинг, посвящённый встрече. От демобилизованных выступил старшина Сафонов.
— Дорогие земляки! Благодарим вас за тёплую встречу! — сказал старшина. — На фронте мы чувствовали вашу заботу, помощь фронту. Мы вместе с вами победили врага. С вами вместе теперь будем строить мирную жизнь.
На специальном пароходе демобилизованные были доставлены в город. Направляющимся в Маймаксу, Соломбалу, Пролетарский район был предоставлен транспорт. Едущим в сельские районы — помещение для ночлега. Вчера они отправились на пароходе вверх по Двине в родные сёла».
В зарисовке «Солдат пришёл домой» Т. Будрин описал возвращение в емецкую деревню Ивана Поршнева. «Три года был на войне Иван Фёдорович Поршнев. В тот вечер, когда Иван Фёдорович открыл двери своего дома и повстречался с родными, его избу навестили многие. Не пропустил такого случая и председатель колхоза Сергей Будрин. Разговоры велись далеко за полночь. Иван Фёдорович служил на одном из аэродромов, где работал кузнецом.
— Сергей Никандрович, — обратился к председателю Поршнев. — Завтра на работу пойду.
— Отдохни, устал с дороги‑то, — ответил председатель.
— Не могу. Пора боевая — уборка сена.
— В баню‑то хоть сходи, — вступилась жена.
Но нет — как только заалела заря, Иван Поршнев в армейском комбинезоне зашагал к колхозной кузнице. Имея большой опыт, Иван Фёдорович быстро отремонтировал два шатуна к сенокосилкам, переделал режущий аппарат, поточил ножи, подкрепил гайки, опробовал взаимодействие частей… Кузнец был доволен хорошей работой сенокосилок.
Солдат пришёл домой. На другой день он принялся помогать колхозу в уборке.
— Иван Фёдорович с нами, — говорят колхозники. — Скоро придут и другие».
Наверное, одну из непростых тем — женской верности — затронули в номере за 19 августа в зарисовке «Ожидание», подписанной М. Барышевой. Дарья заменила мужа на работе, освоила профессию сплавщика и за время войны научилась курить.
«Теперь бросать придётся, — сказала Дарья Андреевна. — Муж с фронта возвращается, не хочу его огорчать своим куревом. Мой‑то Фёдор идёт с войны и небось думает: к чему он возвращается? Прислал письмо с дороги. Еду, мол, встречай мужа. Надеюсь, мол, на тебя, но если тропинка какая есть передо мной, так и знай, Дарья, вместе нам не жить. Либо тебе, либо мне из дома вон.
— А разве есть основания? — спросила я.
— Какие же основания! Не провинилась я перед Федей. Одиночество своё слезами ночью подушке доверяла. Только поработать пришлось, ой, крепко! Ничего сначала не понимала в сплавном деле. Только сегодня мне технорук сказал: «Ты, Дарья Андреевна, настоящим сплавщиком стала». Вот к чему придёт мой Фёдор. Ночи не сплю, жду его, голубчика моего. Возвращается…»
21 августа в публикации «Встреча победителей» снова описано прибытие поезда с мобилизованными. «Все с нетерпением ждут прибытия поезда. В руках встречающих — цветы. Вдали показался дымок, в толпе встречающих выдохнули: «Едут!» И на весь перрон раздался крик пятилетней Люды, сидящей на руках у матери:
— Это папа едет! Папа!..»
Газету «Правда Севера» за лето 1945 года листала Елена ИРХА
При подготовке материала использован сайт областной библиотеки имени Добролюбова