Для чего нужен «период охлаждения»?

Управляющий Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Блок – о новых мерах противодействия телефонным мошенникам

Недавно был принят федеральный закон, который ввёл целый комплекс мер, направленных на защиту людей от мошенников. В борьбе с аферистами применяется целостный подход — закон жёстко ограничивает мошенникам практически все способы влиять на граждан.

Обязательная маркировка

Так, теперь через операторов связи можно установить самозапрет на входящие международные звонки, на массовые обзвоны и СМС-рассылки. Ещё одно важное новшество: органам власти, банкам, операторам связи и цифровым платформам запрещается использовать зарубежные мессенджеры для общения с клиентами.

Также телефонные вызовы теперь должны маркироваться, то есть у пользователя на экране телефона должно появиться наименование организации.

Основная часть этих нововведений вступит в силу уже с 1 июня 2025 года. Но есть в законе нормы, которые будут применяться с 1 сентября 2025 года.

Время подумать

Одна из них касается ограничений, связанных с выдачей наличных. Банки будут обязаны распространить антимошеннические процедуры не только на онлайн-платежи, но и на снятие денег в банкоматах.

То есть, прежде чем выдать наличные через банкомат, выпустивший пластиковую карту банк будет обязан удостовериться — не снимает ли человек деньги под психологическим давлением мошенников.

Специальный перечень признаков подобных операций будет размещён на сайте Банка России.

Если банк обнаружит такие признаки, он будет обязан ограничить на 48 часов выдачу наличных — не более 50 тысяч рублей в сутки. И, конечно, немедленно уведомить об этом решении и его причинах клиента.

Этот срок называется «период охлаждения», он даёт находящемуся под психологической атакой злоумышленников человеку возможность «остыть», подумать, посоветоваться с близкими и в итоге отказаться от снятия наличных и передачи денег мошенникам.

И ещё одно ограничение, которое также касается выдачи наличных через банкоматы. Не более 100 тысяч рублей в месяц смогут снимать люди, сведения о которых находятся в базе данных Банка России о мошеннических операциях. Фактически эта мера направлена на противодействие дропперам — пособникам телефонных мошенников, которые помогают аферистам в обналичивании похищенных денег.

Для других, добросовестных, клиентов банков ничего не изменится, они все так же смогут снимать в банкоматах столько наличных, сколько потребуется.

Защита работает

Как можно заметить, новые меры дополняют ряд уже дейст­вующих.

Так, с прошлого года банки обязаны приостанавливать на два дня подозрительные переводы и предупреждать клиентов о риске обмана. Это происходит в том случае, когда перевод должен уйти на реквизиты из базы данных о мошеннических операциях. Крупные банки таким образом ежедневно «охлаждают» в среднем около 20 тысяч подобных операций по всей стране.

Также с 1 марта этого года заработал механизм самозапрета на кредиты. Каждый человек может установить в своей кредитной истории запрет выдавать на его имя кредиты и займы, чтобы защититься от кредитного мошенничества. Этой возможностью в марте уже воспользовалось более 8,1 млн россиян.

В 2024 году было отражено более 72 млн попыток злоумышленников совершить хищение средств со счётов клиентов. Это позволило спасти от злоумышленников рекордную сумму — 13,5 трлн рублей.

Тем не менее активность телефонных аферистов не спадает. По данным, которые Банк России получает от кредитных организаций, за 2024 год размер потерь клиентов банков от действий злоумышленников составил 27,5 млрд рублей. Без добровольного согласия клиентов было проведено почти 1,2 миллиона операций. Но потери могли бы быть ещё больше, если бы не уже внедрённые защитные меры.

Скорое вступление в силу положений нового закона позволит усилить защиту северян от аферистов и мошенников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.