Пинежские шанежки – на все случаи
Об этих и других встречах с подлинными спортивными легендами рассказывает в книге «Финты репортёра» спортивный журналист Сергей Емельянов.
Он родом из Пинежского района, работал в «Пинежской правде», затем вторым и первым секретарём Пинежского райкома комсомола. В 1985 году стал редактором областной молодёжной газеты «Северный комсомолец». Именно при его редакторстве был опубликован очерк журналиста и писателя Александра Лыскова «Остров без имени», главным героем которого стал первый в Архангельской области фермер Николай Сивков. Эта публикация чуть не стоила молодому редактору должности – скандал получился поистине грандиозный. Он устоял чудом, при поддержке коллектива и друзей. Но уже через год вышел фильм Марины Голдовской «Архангельский мужик». Под этим именем Николая Сивкова узнала вся страна, да и в мире тоже – фильм стал победителем Каннского фестиваля, а потом получил Государственную премию.
О работе в родных местах Сергей Михайлович тоже вспоминает в книге. Но главные в ней – воспоминания о встречах со знаковыми людьми отечественного и мирового спорта. Эти встречи произошли, когда он работал в известных федеральных СМИ. В частности, в «Комсомольской правде» и «Советском спорте», а сейчас он работает в журнале «Родина». Работа в федеральных СМИ даёт ему возможность освещать знаковые спортивные турниры и общаться с их участниками. Кто‑то потом становился добрым другом журналиста. Как, например, Фёдор Черенков, легендарный футболист «Спартака» и сборной Советского Союза.
Глава, посвящённая этому спортсмену, называется «Фёдор Черенков. Среди народа». Начинается она так: «Говорил я мужикам, что в субботу приведу Фёдора Черенкова на нашу хоккейную коробку в Отрадном, – не поверили. Говорил им: почистить поляну – поленились! А теперь стоят ошалевшие и не знают, как себя вести». И всё же матч дворовых команд с участием звезды отечественного футбола состоялся. А потом Фёдор Черенков гостил в семье Сергея Емельянова, где главным угощением были пинежские шанежки, которые умело печёт его жена Татьяна, тоже пинежанка. И гости, независимо от случая, всегда отдают им предпочтение.
«И тут я изо рва»
Встреча с Олегом Блохиным – почти детективная история. Это имя наверняка помнят не только любители спорта. В 1975 году он стал обладателем «Золотого мяча», то есть признан лучшим футболистом мира.
История началась с того, что Сергей Емельянов, ещё начинающий журналист «Комсомольской правды», в 1995 году попал в Грецию, где сам участвовал в товарищеском футбольном турнире. И по своей инициативе решил взять интервью у легендарного Блохина, который тогда тренировал греческую команду «Ионикос».
Чем интересна эта история – там без прикрас показаны журналистские будни. Как раз в этой поездке Сергея преследовала череда неудач: встретиться с футбольной легендой не получалось, хотя предварительная договорённость об интервью с Блохиным была.
И вот Сергею наконец удалось найти стадион, где играла команда, которую тренировал Блохин. Дальнейшие события он описывает так: «К счастью, я оказался на трибуне, которая располагалась за скамейкой запасных «Ионикоса». Олега я сразу узнал, он очень эмоционально перемещался вдоль бровки поля… Я, вдруг поняв, что охрана здесь никакая, спрыгнул в ров. Теперь от цели меня отделяло только что‑то типа сетки-рабицы. Я выждал, когда Блохин побежит вдоль поля вслед за атакой своей команды, и рванул по рву параллельно с ним. Он на секунду тормознул, и тут я изо рва: «Олег Владимирович, это я, Сергей Емельянов из «Комсомольской правды!»
Но Сергею пришлось ждать ещё одной пробежки Блохина, чтобы тот таки понял, что ему крики изо рва не почудились. Там и охрана подоспела, но всё обошлось, интервью состоялось в раздевалке после матча, притом Блохин откровенно отвечал на вопросы. И это интервью стало сенсацией для «Комсомольской правды».
Ещё один важный момент. Бегая за Блохиным и от охраны, молодой журналист всё это время таскал с собой сумку, довольно увесистую. Оказывается, что всё у него было продумано заранее на случай удачи. Вот ещё одна цитата, а речь уже идёт об окончании встречи: «И тут я, как это принято в футболе, провернул домашнюю заготовку: «Вот говорят, что в Греции всё есть. Лично вам здесь чего‑нибудь не хватает?» Блохин был готов к такой банальности и начал дежурно перечислять: «Ну, конечно, тут нет наших солёных огурчиков, сала, чёрного хлеба…» И вот я торжественно достаю из сумки пакет, в который ещё в Москве положил кусок копчёного сала, банку домашних архангельских грибков, чекушку русской водки, буханку бородинского…
Обладатель «Золотого мяча», по словам автора, на миг растерялся. А потом кликнул своего помощника: «Вася, смотри, отдаю последнее…» – и, расстегнув спортивную сумку, передал мне в подарок форму под номером 11: белую футболку и трусы с вкраплением голубого…»
Так и хочется сказать: учитесь, молодые коллеги!
«Стой здесь и не шевелись!»
Глава, посвящённая Ринату Дасаеву, начинается так: «В 1996 году лучший вратарь мира, спартаковец Ринат Дасаев как сквозь землю провалился. Земля та была испанской, куда его на пике славы в 1988 году с триумфом провожали в клуб «Севилья». Он был одним из первых наших футболистов, кому разрешили играть за границей, поэтому за него переживали. И не напрасно».
Оказалось, что приживался Ринат за границей очень тяжело, вернуться не мог из‑за финансовых обязательств. Потом совсем перестал выходить на связь с родными и даже с матерью. Было достаточно поводов, чтобы забеспокоиться. И в 1997 году Сергей Емельянов оказался в «поисковой группе», в неё также вошли брат Рината Рафик, а ещё его двоюродный брат Игорь Кильдеев и президент астраханского «Волгаря» Пётр Банк.
И снова же Сергей действовал на опережение. Ещё одна цитата: «Догадываясь, что у Рината, если он захочет вернуться, будут проблемы с просроченным советским паспортом, позвонил в российское посольство в Мадриде. Ответственный работник по имени Вячеслав как будто ждал моего звонка: «Проблемы с паспортом у Дасаева? Да пусть только он появится у нас в посольстве, вмиг решим». На вопрос, чем его благодарить, Вячеслав, слегка помявшись, попросил буханку бородинского…»
Оставалось разыскать Дасаева. Ему были готовы предоставить работу в нескольких отечественных клубах, включая «Спартак». Но сможет и захочет ли вернуться сам Дасаев?
Там целая история поисков сначала его координат. Потом определилось место встречи в отеле. Ни адреса, ни телефона Рината Дасаева не было, если они вдруг не встретятся, придётся поиск начинать сначала. И тут оказалось, что поисковики заплутали. А дальше события разворачивались следующим образом: «В очередной раз выскочил в поисках подсказника, пробежал метров 30 по тротуару и вдруг наткнулся на… Дасаева. Я изначально был заряжён снимать момент встречи на видеокамеру, которая осталась в машине. Представляю, что испытал Ринат: подбегает незнакомый мужик, хватает за рукав и тараторит по-русски: «Стой здесь и не шевелись!»
А дальше радость встречи с родными и близкими людьми: «Обнимались-целовались минут десять».
Только назавтра зашёл разговор о возвращении. И это был непростой разговор: Ринат не мог принять такое решение по многим причинам, в том числе и из‑за просроченного паспорта. «Домашняя заготовка» Сергея сработала: он тут же позвонил в посольство и новый паспорт Ринату Дасаеву оформили в течение двух часов. Решились и другие проблемы. И Ринат дал согласие вернуться домой. Но в аэропорт с ним ехали на разных машинах, и на посадку он не пришёл. И всё же оставалась надежда, что он появится, как рассказывает Сергей в книге. И вот последние минуты ожидания: «До лайнера на посадку пассажиров возил автобус. Мы пропустили две ходки. Оставалась последняя за десять минут до вылета. Мы, забросив сумки в автобус, не давали дверям закрыться, объясняя ничего не понимающему сотруднику аэропорта, что будет ещё один пассажир. Его терпению наступил конец, когда у него в наушниках что‑то запищало. Он дал водителю знак рукой, и тут мы увидели взмыленного Рината, спускающегося к нам на эскалаторе. Нет, мы не облегчённо вздохнули, мы бросились обниматься, как в первый день при встрече… В автобусе на пути к самолёту услышали шёпот двух женщин: Кого это мы так долго ждали? До боли знакомое лицо…»
Оказалось, что экипаж уже знал, что этим рейсом летит Ринат Дасаев. Его встречали как героя, всю компанию посадили на лучшие места, а командир пригласил в кабину.
Эта главка заканчивается такими словами: «В Москву мы вернулись в первые часы весны 1998‑го».
«Прости меня, моя команда!»
В книге есть и другие знаковые для отечественного спорта имена. В частности, есть главки, посвящённые Николаю Старостину, человеку, который стоял у истоков советского футбола, Льву Яшину, легендарному футбольному вратарю, который тоже признавался лучшим игроком мира, Николаю Латышеву, единственному футбольному арбитру, которому доверили судить финал чемпионата мира, а ещё мировой легенде Пеле. А Валерия Васильева, капитана сборной по хоккею, Сергей затянул, как он сам выразился, в Сандуновские бани, чтобы сделать материал об истории его шрамов.
Есть в книге и подборка занятных историй, которые случались с именитыми спортсменами. Например, как тренер сборной страны по хоккею Анатолий Тарасов умудрился заработать для своей команды две минуты штрафа. Сейчас эта история выглядит очень забавной, а тогда, войдя в раздевалку, тренер сказал: «Прости меня, моя команда!»
Немало историй, связанных и с современными спортсменами. Нам особенно интересна с Константином Тюкавиным, нападающим московского «Динамо» и сборной страны по футболу, лучшим футболистом Российской премьер-лиги 2023/24 годов. Константин родом из Котласа, поддерживает связь с малой родиной, а его отец, Александр Тюкавин, играл за архангельский «Водник» и был одним из именитых игроков команды.
Но о ком бы ни рассказывал Сергей, повествование получается искренним, часто весёлым, со всевозможными подробностями, которые знаменитые собеседники доверят не каждому журналисту.
Сергея я знаю ещё со времён, когда он работал в райкоме комсомола, затем, когда стал редактором «Северного комсомольца», поддерживаем товарищеские отношения до сих пор. И с уверенностью могу сказать, что Сергей за годы работы в Москве не изменился – он такой же пинежский парень – открытый, искренний, добродушный. Видимо, этими своими качествами он и обезоруживает собеседников, которые сразу ему доверяют.
Книга «Финты репортёра» напечатана в Северодвинской типографии тиражом в 300 экземпляров. Там есть пометка «Не для продажи», то есть купить её нельзя: Сергей делал книгу, как он говорит, для своих друзей. Но несколько экземпляров книги переданы Архангельской областной библиотеке имени Добролюбова и Центральной городской имени Ломоносова. Взять и почитать возможность есть.