Из истории градостроительства известно, что города возникают не на случайных местах, а там, где запрограммированы самой природой для возникновения города. Такие места содержат в себе большой экономический потенциал. Расположенная в мировой зоне тайги и впадающая в Мировой океан, дельта Северной Двины оказалась идеальным местом для закладки и становления города. Основанный в виде монастыря Архангельск затем в течение 150 лет был единственным морским портом России и затем, в эпоху парусного судостроения, 150 лет строил корабли для русского флота. Во второй половине XIX века Архангельск стал главным лесоэкспортным портом России и в советское время служил «валютным цехом» страны.
Обрамлённый городом рейд с голландскими судами на нём сподвигнул голландского путешественника и художника Корнелиса де Брюйна, побывавшего в Архангельске в 1701 году, на гравюрное изображение города. А другой, опять же голландский, художник –Бальтазар Фридрих — в 1790 году дотошно изобразил всю застройку набережной вытянувшегося вдоль реки города на четырёхъярусной гравюре, хранящейся ныне в Лейденском университете в Голландии. Сложившийся к этому времени набережный фасад Архангельска с его белыми церквями, разбегающимися по сторонам от собора в центре, был действительно живописен, что мы можем видеть воочию на замечательной фотографии Якова Лейцингера, датируемой 1899 годом. Воссозданный нынче собор и группа зданий современной архитектуры рядом с ним — это наше обращение к истории и заявка на будущую панораму города с реки. Кстати, голландцы писали развёртки города вдоль реки при взгляде с Кегострова, острова напротив центра города. Это исторически главная видовая точка города. Сегодня к ней добавились ещё две — это мосты через Северную Двину.
В городской черте Северная Двина судоходна. На городском рейде Архангельска суда постоянно. Помимо больших, морских, здесь курсируют пригородные, пассажирские. Берега усеяны причалами. В центре города — пляж. В 50–60‑е годы прошлого века, помню, несколько пляжно-солнечных дней заряжали горожан энергией на весь год.
Просачиваясь сквозь город, Северная Двина задаёт направление ветрам. Они свободно гуляют по городской набережной и поперёк мостов. Архангельские улицы начинаются от неё, проспекты в центре города параллельны ей, и нумерация зданий на них — по течению реки.
В июне Северная Двина неотделима от неба. Вместе они составляют одно целое — альянс света и настроения. Преобладают пастельные тона с бледными оттенками.
Начавшаяся со слияния двух уже полноводных рек — Сухоны и Юга, — набрав энергию на дистанции 744 километра, Северная Двина несёт свои воды мимо нас к морю. Как всё живое, она стремится к своему исчезновению — картина последнего акта жизни и рождения нового. Появятся новые мосты и новая архитектура, но она как текла, так и будет течь, обрастая мифами и легендами.