Творческие итоги подвели в Москве в Международный день детской книги. Участие в конкурсе, который проходил на базе колледжа Московского педагогического государственного университета, принимали школьники и студенты со всей страны.
Северодвинка Маргарита Инькова, студентка кафедры педагогики и психологии детства САФУ, заняла первое место в номинации «Иллюстрация любимого книжного сюжета» по сказке Степана Писахова «Не любо — не слушай». Жюри отдельно отметило региональный компонент её работы и особую фольклорную образность.
С медведем — на льдине
По словам Маргариты, сказки Степана Писахова ей нравились всегда — с детства. Но какую из них выбрать?
— Перед конкурсом я перечитала, наверное, сказок семь-восемь, — рассказывает художница, — и остановилась на «Не любо — не слушай». Думаю, что это вообще одна из самых забавных сказок Писахова. Простая шутейка, но такая колоритная и со своим смыслом — эмоционально очень мне откликнулась.
И идея рисунка возникла сразу — сама собой. Я вдруг увидела эту «вечную» льдину, запряжённую огромными рыбами… Весёлого мужичка в тулупе да шапке-ушанке. И то, как лихо переправляется он вместе с белым медведем по Двине. Настолько живо всё это себе представила, что осталось лишь на бумагу перенести. Взяла маркеры, чёрную гелевую ручку… Нарисовала быстро — часа за два. Даже сама удивилась.
Учится Маргарита на четвёртом курсе на отделении «Начальное образование и иностранный язык». Но признаётся, что выбор дальнейшей профессии, скорее всего, сделает «в пользу» рисования.
— Возможно, я стану учителем изобразительного искусства, — делится планами Маргарита. — Люблю детей, мне нравится педагогика. Но когда проходила практику, то поняла, что особенно душа лежит именно к урокам рисования.
«Окончательное решение»
Рассказывает, что сама рисует «всю жизнь». За плечами — детская художественная школа № 2 Северодвинска.
— Когда я была маленькая, то считала, что в жизни у каждого обязательно должен быть какой‑то кружок, — говорит Рита. — Видимо, это понимание передалось мне от родителей. Перепробовала много чего. Меня отдавали и на вокал, и на бальные танцы. Потом был степ, гимнастика… И на гимнастике я остановилась, поняла: «Всё это — не моё».
И тут подружка рассказала про художественную школу. Я так загорелась, объявила родителям: «Пойду на рисование!» А они, видимо, устали уже, что дочка их бегает туда-сюда. Папа строго сказал, что это будет последний раз, когда мы что‑то меняем. Спросил: «Это твоё окончательное решение?» Мне было десять лет… И я радостно закричала: «Да!»
— А вообще, в семье у вас кто‑нибудь ещё рисовал?
— Так сложилось, что в роду у нас были и художники, и учителя, — поясняет Рита. — Моя бабушка по линии отца — Беатриче Аполлинарьевна Инькова — в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века преподавала географию в северодвинской школе № 1.
— Беатриче… Какое редкое имя.
— Да, точно необычное для Северодвинска. Но почему и в честь кого бабушку так назвали, к сожалению, я не знаю. Её не стало задолго до моего рождения. Работая в школе, она взяла себе другое имя — Светлана, — чтобы детям было проще. Удивительно, но как географа её до сих помнят. Когда я пришла на практику в школу, где бабушка работала, — там знали, что я её внучка.
Семейная династия
Мама Маргариты тоже педагог — долгие годы была старшим преподавателем кафедры экономики Гуманитарного института. Сейчас Галина Вячеславовна Инькова — ведущий документовед САФУ. Но педагогом, как оказалось, был и прапрадед Маргариты.
— Отца моего дедушки по линии мамы звали Леонид Вячеславович, в архивах мы нашли, что преподавал он в гимназии, — поясняет Рита. — А вот дедушка, мамин отец, Вячеслав Леонидович Иловайский, рисовал картины. Сохранилось много его работ. На одну из них я смотрю каждый день. Она висит у меня в комнате. Моби Дик, огромный кит, выпрыгивает из воды — нападает на корабль….
— Подожди, но это ведь тоже иллюстрация к книге?
— Да. Иллюстрация по роману Германа Мелвилла. Но дедушка не иллюстрировал книги, он просто очень любил море. Был моряком. А вот дальше, в глубь по его линии, в нашем роду были профессиональные художники.
— Получается, если ты станешь учителем изобразительного искусства — пересечётся художественное направление твоей семьи и педагогическое.
— Думаю, да, — смеётся Рита. — И, наверное, это устроило бы всех моих предков…
Схватить идею за «хвост»
— Рита, а чем тебя привлекает иллюстрирование книг?
— Дело в том, что я очень люблю читать и воспроизводить то, что представляю себе во время чтения. Не знаю, почему так происходит, но картинка или сразу несколько начинают сами крутиться в голове… Сажусь и рисую. За компьютер, за стол, за мольберт. Бывает, чтобы схватить идею за «хвост», рисую даже на коленке — на каком‑нибудь клочке бумаги. Просто карандашом. Потом беру блокнот — делаю уже более детальные наброски. И так рисовать могу несколько часов подряд — не замечаю, как летит время.
— И что вдохновляет больше всего? Какие книги ты предпочитаешь читать?
— Разные. Нравится русская литература. Люблю Некрасова. Но в последнее время больше читаю японских, китайских авторов. Это не комиксы, которые почему‑то сразу вспоминают, когда говорят об азиатской культуре и литературе. А скорее, размышления — книги с расслабляющим, спокойным сюжетом, без какой‑либо драмы. Я бы сказала — философской направленности.
Возможно, кому‑то покажется, что это сложно проиллюстрировать. Но мне нравится сюжетность. Например, придумывать и изображать, как персонажи находятся в какой‑нибудь обстановке. В лесу, в поле, в том же книжном магазине… Представлять, как они общаются, смотрят, что при этом думают и чувствуют.
— То есть иллюстрация — такое путешествие, полёт фантазии?
— Да. И возможность полностью погрузиться в этот процесс.
Нелёгкий предмет
— На твой взгляд, как будущего педагога, современные дети любят читать и рисовать?
— Мне кажется, что это им интересно. Но многие, в том числе и сами учителя, с этим я тоже сталкивалась, считают, что изобразительное искусство — один из простых и лёгких предметов. Ну такой вот отдых. То есть не придают ему большого значения, как, например, в японских школах. Там рисование — один из основных предметов. Я считаю, что рисование полезно не только для самовыражения, но и для расширения собственных горизонтов. Не бояться мечтать — именно этому мне хотелось бы учить детей.
Вот, например, недавно мы с ребятами рисовали театральные маски и афиши. У нас по учебнику была тема «Театр». И рисуя, они мне задавали столько вопросов! Порой самых неожиданных.
Читать и фантазировать
— Рисование хорошо развивает образное мышление, — говорит Маргарита. — Сейчас ведь мышление больше клиповое из‑за того, что в раннем возрасте детям вручают гаджеты, телефоны.
Но если такому «продвинутому» ребёнку прочитать сказку, скорее всего, он не воспроизведёт её сразу — не придумает что‑то своё. Возьмёт уже готовый образ, скопирует, в лучшем случае перерисует. Зачем что‑то придумывать, когда кто‑то до тебя всё уже придумал?
А иллюстрации к книжкам, которые ты делаешь сам, — это стимул, чтобы фантазировать. Не просто смотреть мультики, где готовые персонажи, а создавать своих героев.
— Собственную Снегурочку или собственного белого медведя на льдине…
— Именно так. Мне кажется, в мире столько всего, что можно ещё придумать. И это точно причина, чтобы начать читать и рисовать.