Как Юрка летал в космос

Театр для подростков. Спектакль-комикс. Мечта о космосе как протест. Это сегодняшний Архангельский театр кукол
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха

Вторая премьера на «космическую» тему в нынешнем сезоне после спектакля «Стругацкие. М. А. Л. Ы. Ш.». Ныне — «Юрка хочет в космос» по ненаучной и не строго фантастической пьесе молодого автора Марселя Смердова, зарекомендовавшего себя как драматурга для подростков. А поставила спектакль-комикс красивая девушка с театральным именем Аделина Сапаева.

К слову, премьера — действительно премьера. Архангельские зрители увидели спектакль первые, и более ни в каких других театрах эту оригинальную пьесу не ставили. Даже утверждается, что пьесу драматург написал специально для Архангельского театра кукол.

Почему комикс? Возможно, потому, что без каких‑либо традиционных декораций, с использованием мультимедийных технологий. На сцене — экран или рамка, который всё что хотите: космос, классная доска, окно квартиры, иллюминатор корабля, сновидения. Яркая, быстро меняющаяся картинка (художник — Ирина Пономарёва).

— Мы попытались совместить популярный жанр комикса, который понятен сегодняшним подросткам, и спектакль, — говорит режиссёр. — Это наш первый экспериментальный спектакль-комикс, мы постарались отойти от традиционных жанров. В нашем спектакле смешиваются мечта и реальность, в этом его комиксовость, по‑моему. И потому использовали разные художественные средства, чтобы приблизиться к современному зрителю. Чтобы ему, современному зрителю, было понятно, интересно, задорно.

Надо сказать, кукла в спектакле есть, но она единственная — это, собственно, кукла Юрки, подростка, который хочет полететь в космос. Все роли играют актёры, есть и актёр — Юрка Воробьёв (артист Ярослав Голубев). Кукла — это только когда он «улетает» мечтать и советоваться к своему другу, космонавту Алексею Юрьевичу Соколову, который когда‑то, сто лет назад, первым из землян отправился в космос.

— В кукле мы изображали то, о чём думает герой спектакля. Через куклу реальный Юрка передаёт свои мысли зрителю, — добавила Аделина.

Однако кукла в новом спектакле — не более чем дань условности, иллюст­рация, которая переносит героя в его вымышленный мир. Это «проводник», но не главный персонаж спектакля, как могут предположить зрители, привыкшие к «своему», именно Архангельскому театру кукол.

Действие происходит в вымышленной стране, которая напоминает альтернативный Советский Союз с неизжитыми пионерами. Но тут же — и школьный буллинг, и добрая Юрина мама-одиночка, и зацикленный на успехах папа местной звезды — девочки по прозвищу Смерч, она же Катя Титанова. А также её наглые подружки Секундова и Тормозулина и учительница-тиранша Сталена Владимировна.

Разумеется, отсылки к школьной современности не из альтернативной реальности, они вполне себе созвучны сегодняшнему дню.

Итак, объявляется всесоюзный конкурс «Вперёд к звёздам, пионер!» — состязание ума, тела, духа. Победитель полетит в космос и станет первым из детей, побывавшим в настоящем космосе. Катя Титанова, конечно, тоже захотела в этот самый космос, просто потому, что её папа неуспехов дочки не признаёт ни в каком виде.

Самое главное, всё здесь переплетается и иногда завязывается в единый узел, потому и не сразу понятно: где реальная жизнь одинокого, болеющего астмой подростка, где его воображение и где он выдаёт желаемое за действительное. В финале зритель узнаёт, зачем Юрке так хотелось улететь в космос… И дело тут не в подражании своему кумиру — первому космонавту.

Честно говоря, обрадовалась: рассказано современным театральным языком, пусть и далёким от традиционного кукольного спектакля, а тема всё та же, важная и вечная.

— Для кого предназначен спектакль? — переспросила режиссёр. — По нашей задумке — для семейного просмотра, возрастная планка — для зрителей от восьми лет. Хотелось бы, чтобы наш спектакль вызвал обсуждение, чтобы между родителем и его ребёнком появился диалог. Например, обсудить после спектакля — действительно ли сбылась Юркина мечта?..

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА