Сегодня почти ничто не напоминает о существовании в Архангельске с 1693 по 1862 год Адмиралтейства. За это время на Соломбальской верфи было построено около 500 судов, в том числе 157 многопушечных фрегатов, пополнявших Балтийский флот и эскадры, действовавшие в Средиземном море. Число линейных кораблей, построенных на Соломбальской верфи, почти в полтора раза превосходит количество аналогичных кораблей, построенных за тот же период на верфи Санкт-Петербурга.
История Соломбальской верфи началась в 1693 году, когда голландские мастера Питер Бас и Герберт Янсен построили к приезду Петра в Архангельск в 1694 году 12‑пушечную яхту «Святой Пётр». С 1709 года и затем в течение Северной войны на верфи строились боевые корабли для Балтийского флота. С окончанием войны верфь закрылась, но в 1734 году возобновила свою деятельность уже как Архангельское адмиралтейство, которое начало активно обустраиваться. Были построены здания конторы, чертёжная, котельная и литейная мастерские, кузница, водяная мельница, госпиталь, заложен морской собор.
Деревянные линейные парусные корабли были крупными и сложными сооружениями, имевшими несколько палуб, большую площадь парусов и большие экипажи. Ни один чертёж и ни одна картина с изображением больших кораблей эпохи парусного флота не могут передать огромное значение этих кораблей. Они были, скорее, мерилом развития цивилизации, чем просто средством передвижения или боевыми единицами.
В 1957 году французские аквалангисты обнаружили в Средиземном море недалеко от Тулона, на глубине 40 метров останки брига «Слава России», построенного на Соломбальской верфи в 1734 году. Известно, что экипаж его состоял из 456 человек. Длина корабля была 52 метра, ширина — 15 метров. Останки этого русского брига могли бы раскрыть многие секреты судостроительного ремесла того времени.
В Архангельском адмиралтействе использовалась та же технология кораблестроения, что и в других морских державах Европы. Каждый корабль строился примерно год, и он эксплуатировался около 12–15 лет, после чего требовался капитальный ремонт. На постройку корабля уходило около 3 000 деревьев сосны и лиственницы возрастом более 100 лет. Только на изготовление мачт и рей требовалось около 40 деревьев.
Первые архангельские корабли строились на глазок, то есть почти без чертежей, и потому каждый корабль был уникален по своей конструкции. Введение в конце XVIII века централизованного проектирования привело к стандартизации кораблей и в конечном итоге серийному производству. До последней четверти XVIII века ведущими строителями в Архангельском адмиралтействе были преимущественно иностранные специалисты, приглашавшиеся в Россию на государственную службу. Наши мастера учились у них строить суда европейского образца. Но постепенно складывалась своя, национальная школа судостроения. Выдающимися архитекторами-строителями кораблей слыли Андрей Курочкин (1770 — 1842) и Василий Ершов (1781 — 1860), построившие в том числе знаменитый в русской морской истории линейный корабль «Азов», участвовавший в Наваринском сражении (1827) под командованием капитана 1‑го ранга Владимира Истомина.
Сегодня о существовании некогда очень важного центра морского кораблестроения России — Архангельского адмиралтейства — в Соломбале напоминают лишь название улицы, Адмиралтейская, скромный обелиск на захоронении Курочкина на Соломбальском кладбище да сохранившийся на территории 176‑го судоремонтного завода вогнутый пол одного из эллингов из забитых одна к другой вплотную деревянных свай. К сожалению, только это, очень скромно.