Адмиралтейская улица

Сегодняшняя Адмиралтейская улица не сомасштабна своему названию. Так должен бы называться главный проспект Соломбалы
Фото из архива автора
Фото из архива автора
Фото из архива автора

Сегодня почти ничто не напоминает о существовании в Архангельске с 1693 по 1862 год Адмиралтейства. За это время на Соломбальской верфи было построено около 500 судов, в том числе 157 многопушечных фрегатов, пополнявших Балтийский флот и эскадры, действовавшие в Средиземном море. Число линейных кораблей, построенных на Соломбальской верфи, почти в полтора раза превосходит количество аналогичных кораблей, построенных за тот же период на верфи Санкт-Петербурга.

История Соломбальской верфи началась в 1693 году, когда голландские мастера Питер Бас и Герберт Янсен построили к приезду Петра в Архангельск в 1694 году 12‑пушечную яхту «Святой Пётр». С 1709 года и затем в течение Северной войны на верфи строились боевые корабли для Балтийского флота. С окончанием войны верфь закрылась, но в 1734 году возобновила свою деятельность уже как Архангельское адмиралтейство, которое начало активно обустраиваться. Были построены здания конторы, чертёжная, котельная и литейная мастерские, кузница, водяная мельница, госпиталь, заложен морской собор.

Деревянные линейные парусные корабли были крупными и сложными сооружениями, имевшими несколько палуб, большую площадь парусов и большие экипажи. Ни один чертёж и ни одна картина с изображением больших кораблей эпохи парусного флота не могут передать огромное значение этих кораблей. Они были, скорее, мерилом развития цивилизации, чем просто средством передвижения или боевыми единицами.

В 1957 году французские аквалангисты обнаружили в Средиземном море недалеко от Тулона, на глубине 40 метров останки брига «Слава России», построенного на Соломбальской верфи в 1734 году. Известно, что экипаж его состоял из 456 человек. Длина корабля была 52 метра, ширина — 15 метров. Останки этого русского брига могли бы раскрыть многие секреты судостроительного ремесла того времени.

В Архангельском адмиралтействе использовалась та же технология кораблестроения, что и в других морских державах Европы. Каждый корабль строился примерно год, и он эксплуатировался около 12–15 лет, после чего требовался капитальный ремонт. На постройку корабля уходило около 3 000 деревьев сосны и лиственницы возрастом более 100 лет. Только на изготовление мачт и рей требовалось около 40 деревьев.

Первые архангельские корабли строились на глазок, то есть почти без чертежей, и потому каждый корабль был уникален по своей конструкции. Введение в конце XVIII века централизованного проектирования привело к стандартизации кораблей и в конечном итоге серийному производству. До последней четверти XVIII века ведущими строителями в Архангельском адмиралтействе были преимущественно иностранные специалисты, приглашавшиеся в Россию на государст­венную службу. Наши мастера учились у них строить суда европейского образца. Но постепенно складывалась своя, национальная школа судостроения. Выдающимися архитекторами-строителями кораблей слыли Андрей Курочкин (1770 — 1842) и Василий Ершов (1781 — 1860), построившие в том числе знаменитый в русской морской истории линейный корабль «Азов», участвовавший в Наваринском сражении (1827) под командованием капитана 1‑го ранга Владимира Истомина.

Сегодня о существовании некогда очень важного центра морского кораблестроения России — Архангельского адмиралтейства — в Соломбале напоминают лишь название улицы, Адмиралтейская, скромный обелиск на захоронении Курочкина на Соломбальском кладбище да сохранившийся на территории 176‑го судоремонтного завода вогнутый пол одного из эллингов из забитых одна к другой вплотную деревянных свай. К сожалению, только это, очень скромно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.