На эту выставку были приглашены друзья, которые увидели новые работы, созданные художницей прошлой осенью и зимой. Но работы совершенно с не «зимним» настроением — их как будто коснулся солнечный ветер и всё вокруг «позолотил». Конечно, и в этих работах с яркими красками сохранены самые разные впечатления, полученные художницей во время творческих летних поездок. Выходит, что и настроение разное, но всё же в каждой работе торжество жизни пробивается через сумрак повседневности.
Правда, даже на этих работах запечатлены «конфликтные ситуации», например алоэ, которое растёт на подоконнике в горшке, явно недовольно временному соседству пышных роз и георгинов, которые расположились в нарядной вазе. Но дни их красоты и жизни сочтены, а колючее и неприглядное алоэ останется здесь надолго.
Так же непонятно, что на одном полотне делают сирень и бананы? Вероятно, создают приятную для глаз цветовую гамму. А большое полотно с цветами и со свечой на переднем плане называется «Посвящение Владимиру Резицкому». Неожиданное название картины Зоя Валентиновна объяснила так:
– Это старая работа. Как‑то ко мне в мастерскую пришёл Владимир Резицкий, мы с ним о чём‑то спорили, в общем, разговаривали долго. А затем под впечатлением от встречи я написала эту работу. Если заметили, там два цветка в центре картины спорят. А когда узнала, что Владимир Петрович ушёл из жизни, дорисовала свечу. И посвятила эту работу ему.
В общем, Зоя Валентиновна — тот художник, который по праву может сказать: «Я так вижу».
Стать художником она мечтала с детства, но после школы, не поступив в Ярославское художественное училище, пошла работать на текстильную фабрику. Кстати, у неё выработка была такая, как у ткацких машин, которые появились позже. И её не хотели отпускать — в то время принадлежать к рабочему классу было почётно и перспективно.
Зоя это знала: у неё мама работала на этой же фабрике в прядильном цехе. По словам Зои Валентиновны, там очень высокий звук, и поэтому напарницам было рекомендовано разговаривать друг с другом, чтобы от него отвлечься. Мамину напарницу звали Валентина, но она ласково её называла Валькой. И как радовалась, когда узнала, что та стала первой женщиной-космонавтом! Фамилия у напарницы была Терешкова.
А Зоя из рабочего класса шагнула в художники, поступила в Ярославское художественное училище, а после его окончания получила распределение в Архангельск, где и состоялась её творческая судьба. Но связь с родным Ярославлем Зоя Валентиновна не прерывает — каждый год ездит туда весной и летом. Поэтому и сюжетов, почерпнутых в этом городе, а также близлежащих городках, у неё много. Их она воплощает на холстах сумрачными зимними днями уже в Архангельске. Но всё равно получается ярко и празднично.
Особо обращает внимание работа, где в оконной раме на фоне яркого неба видны берёзы, залитые солнцем. Название у этой работы «9 мая 1945», поэтому и настроение у неё праздничное. Поэтому и солнца много, независимо от того, светит ли оно в это время.
Солнечный ветер Зои Гавшинской может превратить в праздник любой будничный сюжет, а уж что говорить о таком празднике, как День Победы! Кстати, она предполагает работу показать на выставке, посвящённой Великой Отечественной войне, которая откроется в Выставочном зале Союза художников 18 апреля.
А вскоре — снова поездка в родные места за новыми впечатлениями и эмоциями. Они потом будут питать художницу в осеннюю и зимнюю пору, становясь новыми полотнами, где преобладает радость бытия. А её, оказывается, много вокруг — стоит только научиться видеть. Как это получается у Зои Гавшинской.