Солнечный ветер Зои Гавшинской

Известная архангельская художница устроила небольшую выставку у себя в мастерской в ознаменование прихода весны
Зоя Гавшинская в мастерской среди новых работ
Так спорят алоэ и букет садовых цветов
Работа под названием «9 мая 1945»
Один из сюжетов летних творческих поездок на малую родину

На эту выставку были приглашены друзья, которые увидели новые работы, созданные художницей прошлой осенью и зимой. Но работы совершенно с не «зимним» настроением — их как будто коснулся солнечный ветер и всё вокруг «позолотил». Конечно, и в этих работах с яркими красками сохранены самые разные впечатления, полученные художницей во время творческих летних поездок. Выходит, что и настроение разное, но всё же в каждой работе торжество жизни пробивается через сумрак повседневности.

Правда, даже на этих работах запечатлены «конфликтные ситуации», например алоэ, которое растёт на подоконнике в горшке, явно недовольно временному соседству пышных роз и георгинов, которые расположились в нарядной вазе. Но дни их красоты и жизни сочтены, а колючее и неприглядное алоэ останется здесь надолго.

Так же непонятно, что на одном полотне делают сирень и бананы? Вероятно, создают приятную для глаз цветовую гамму. А большое полотно с цветами и со свечой на переднем плане называется «Посвящение Владимиру Резицкому». Неожиданное название картины Зоя Валентиновна объяснила так:

– Это старая работа. Как‑то ко мне в мастерскую пришёл Владимир Резицкий, мы с ним о чём‑то спорили, в общем, разговаривали долго. А затем под впечатлением от встречи я написала эту работу. Если заметили, там два цветка в центре картины спорят. А когда узнала, что Владимир Петрович ушёл из жизни, дорисовала свечу. И посвятила эту работу ему.

В общем, Зоя Валентиновна — тот художник, который по праву может сказать: «Я так вижу».

Стать художником она мечтала с детства, но после школы, не поступив в Ярославское художественное училище, пошла работать на текстильную фабрику. Кстати, у неё выработка была такая, как у ткацких машин, которые появились позже. И её не хотели отпускать — в то время принадлежать к рабочему классу было почётно и перспективно.

Зоя это знала: у неё мама работала на этой же фабрике в прядильном цехе. По словам Зои Валентиновны, там очень высокий звук, и поэтому напарницам было рекомендовано разговаривать друг с другом, чтобы от него отвлечься. Мамину напарницу звали Валентина, но она ласково её называла Валькой. И как радовалась, когда узнала, что та стала первой женщиной-космонавтом! Фамилия у напарницы была Терешкова.

А Зоя из рабочего класса шагнула в художники, поступила в Ярославское художественное училище, а после его окончания получила распределение в Архангельск, где и состоялась её творческая судьба. Но связь с родным Ярославлем Зоя Валентиновна не прерывает — каждый год ездит туда весной и летом. Поэтому и сюжетов, почерпнутых в этом городе, а также близлежащих городках, у неё много. Их она воплощает на холстах сумрачными зимними днями уже в Архангельске. Но всё равно получается ярко и празднично.

Особо обращает внимание работа, где в оконной раме на фоне яркого неба видны берёзы, залитые солнцем. Название у этой работы «9 мая 1945», поэтому и настроение у неё праздничное. Поэтому и солнца много, независимо от того, светит ли оно в это время.

Солнечный ветер Зои Гавшинской может превратить в праздник любой будничный сюжет, а уж что говорить о таком празднике, как День Победы! Кстати, она предполагает работу показать на выставке, посвящённой Великой Отечественной войне, которая откроется в Выставочном зале Союза художников 18 апреля.

А вскоре — снова поездка в родные места за новыми впечатлениями и эмоциями. Они потом будут питать художницу в осеннюю и зимнюю пору, становясь новыми полотнами, где преобладает радость бытия. А её, оказывается, много вокруг — стоит только научиться видеть. Как это получается у Зои Гавшинской.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора