Как помочь ребёнку заговорить? Разбираемся с нейропсихологом

Наталья Юрьева — нейропсихолог, создатель и руководитель центра раннего развития «Буквилль». Она рассказала о том, какие нужны игрушки ребёнку и как «разговорить» молчуна
Фото автора

— Наталья, думаю, многим родителям знакомо ощущение, что игрушки будто «захватывают» всё пространство вокруг. Расскажите, пожалуйста, сколько должно быть игрушек у ребёнка и как их правильно выбирать?

— Во-первых игрушки нужно подбирать по возрасту. Их точно не должно быть много и необходимо убирать те, из которых ребёнок уже вырос, чтобы он не откатывался в своём развитии назад. Во-вторых, разделите игрушки для игр и для занятий: первые должны быть у малыша в свободном доступе, а вторые убираем повыше. Я рекомендую всем родителям купить мячи разного размера и игрушки, которые будут развивать сенсорный профиль ребёнка и его аудиальное внимание. Ну и конечно, у ребёнка должны быть различные игры и игрушки, которые мотивируют двигательную активность. А ходунки, прыгунки, толокары и музыкальные интерактивные игрушки, я бы исключила.

— Многие мамы сталкиваются с тем, что ребенок не говорит. Что влияет на появление и развитие речи?

— Чтобы ребёночек заговорил, в его головном мозге должны созреть определённые зоны. Например, теменные, в которых обрабатывается информация о тактильных ощущениях, и там хранится карта тела, которая формируется благодаря двигательной активности ребёнка. Височные области головного мозга, в которых у нас расположены слуховые анализаторы. А также должны быть зачатки развития лобных долей, которые формируем мы, родители, выставляя различные границы и запреты. И, конечно же, у малыша должна быть потребность в коммуникации. На запуск речи влияет крупная моторика, а мелкая — на чистоту звукопроизношения. Чтобы в будущем ребёнок мог выговорить такие длинные слова, как библиотека или кораблекрушение, важно делать задания на переключение.

— А как движение помогает в развитии малыша?

— Речь — это всегда про управление своим телом. Двигательная активность напрямую связана с психическим развитием малыша: если ребёночка искусственно обездвижить — постоянно носить на ручках, возить в колясках и велосипеде с родительской ручкой, вместо того, чтобы давать ему достаточно двигательной активности, — то и рывка в интеллектуальном, в психическом развитии ждать не стоит. Каждому человеку природой даны рефлексы, которые помогают малышам приспособиться жить в окружающем мире. Их много, но интегрироваться, то есть угаснуть, они должны к первому году жизни. И если не происходит их интеграция, то они начинают негативно влиять на развитие ребёнка, потому что энергия будет тратиться не на освоение новых навыков, а на рефлексы. Если они сохранятся до школьного возраста, то повлияют на освоение академических навыков, таких как математика, чтение и письмо. У ребёнка с неугасшими рефлексами могут быть нарушения сна, импульсивность, то есть трудности с контролем поведения.

— А как рефлексы влияют на запуск речи?

— Рефлексы — это неврологическая база для двигательного и интеллектуального развития. Если малыш не будет обращать внимание на звуковые раздражители, то слуховая улиточка не будет развиваться, соответственно и речь у малыша будет запаздывать. Вообще, развитие ребёнка можно представить как слоёный пирог, потому что новые навыки «наслаиваются» на уже приобретённые. Так вот, рефлексы — это самый низший уровень, фундамент.

— Когда нужно обратиться к нейропсихологу?

— К нейропсихологу можно обратиться в том случае, если ребенок любого возраста отличается от своих сверстников не в лучшую сторону. Если у ребенка есть двигательная расторможенность, гипер- или гипочувствительность, задержки речевого развития, если он, например, во время ходьбы сшибает углы, или вы замечаете какую-то неуклюжесть. В идеале, проходить с ребёнком диагностику в районе двух и пяти лет для того, чтобы увидеть, если есть у какое-то дефицитарное развитие зон головного мозга. Тогда будет время, чтобы плотно позаниматься и закрыть «пробелы». Также можно подойти на диагностику к нейропсихологу перед школой, чтобы определить именно нейропсихологическую готовность. Если у ребёнка даже в начальной школе существуют трудности в обучении, то следует обратиться к нейропсихологу и неврологу.

— Часто слышу: «вот ребёнок пойдёт в сад и заговорит». Так ли это?

— Детский сад — это, прежде всего, режим. А режим всегда положительно влияет на развитие ребенка. В детском саду, как правило, сбалансированное питание, что тоже влияет на развитие структуры головного мозга. Там у детей нет гаджетов в свободном доступе, а воспитатели, как правило, дают простые, чёткие и понятные инструкции: убери игрушки, пойдём гулять, будем кушать. Поэтому, если у ребёнка темповая задержка речи, а не грубые речевые нарушения, то тогда, возможно будет и прогресс. Тем более в детском саду ещё проводятся и музыкальные занятия, которые будут дополнительно стимулировать развитие височных областей головного мозга. Но именно уповать на то, что ребёнок пойдёт в детский сад и обязательно заговорит, не стоит.

— А что по поводу мультиков?

— На период запуска речи, если ребёнок не говорящий, то рекомендация полностью убрать мультфильмы. Обучающих мультфильмов не существует! В мультфильме идёт поток речи, и ребёнок иногда вообще не вычленяет отдельные слова. Чаще всего у персонажей смазанная артикуляция, то есть ребёнок не понимает, как изменяются артикуляционные позы. У детей в младшем возрасте наглядно действенное мышление. Малыш что-то сделал, налил, постучал, и понял, как это делается. А если он увидел в мультфильме как кто-то куда-то залез или чем-то играл, он на себя этот опыт не переносит. Чтобы ребёночек заговорил, ему нужен диалог, которого в мультике нет. На экране мелькают яркие картинки, музыка и шум, и всё это приходится обрабатывать незрелому детскому мозгу, что очень сильно истощает нервную систему.

— Какие рекомендации вы могли бы дать каждому родителю для развития речи ребёнка?

— Первым дело наладить режим дня, это основа всех достижений ребёнка. Закрываем все дефициты по здоровью: сдаём анализы и лечим зубы у стоматолога. Потому что кариес, инфекция во рту оказывает негативное влияние на развитие малыша. Детям нужна здоровая, посильная, двигательная, активная прогулка, а не от квартиры до машины и от машины до детского сада. Ребёнок обязательно должен жевать твёрдую пищу. Дальше обязательно формируем лобные доли, волевые процессы, то есть устанавливаем границы, что можно, а что нельзя. Ведущий вид деятельности у малышей — это игра, поэтому дома играем с ребёнком на подражание, гримасничаем, делаем разные артикуляционные зарядки, выполняем пальчиковые игры и игры на развитие слуха и слухового внимания. А на занятия нужно всё-таки ходить к специалисту, где он уже грамотно проведёт диагностику, составит маршрут развития и будет подбирать задания именно для вашего ребёнка.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Полина Хлопина