В архангельской библиотеке им. Б. В. Шергина открылась выставка «Соломбала — родина хоккея с мячом в Архангельске». Ее автор — известный в спортивном сообществе города человек, коллекционер и исследователь истории спорта Архангельской области Михаил Пинегин.
Более пятнадцати лет Михаил Витальевич собирает всё, что связано со спортивными успехами архангелогородцев: награды и вещи с историей, фотографии и вырезки из газет и журналов, а, главное, живые воспоминания — в нашем спортивном сообществе он свой и со многими спортсменами дружит. С нынешней экспозицией, рассказывающей об истории архангельского хоккея от начала и до сегодняшнего дня, тоже помогли друзья: здесь можно увидеть не только предметы из личной коллекции Пинегина, но и эксклюзив от самих хоккеистов, например, медаль «Водника» с чемпионата Высшей лиги сезона 2024/2025 и форму, в которой игроки команды выступают сегодня.
Очень промыслительно эта хоккейная история разместилась в зале с макетом старой Соломбалы: по словам Михаила Пинегина, первыми в хоккей с мячом в Архангельске еще до революции стали играть именно в этом районе города.
Кстати, среди первых выставку посетил ветеран спорта Валерий Федорович Ламанов, отец которого, Федор Афанасьевич, как раз и «начинал» в Архангельске хоккей с мячом.
— В хоккей с мячом отец начал играть в 1910 году. Коньки, клюшки — всё тогда было самодельное, и площадки для игры тоже делали сами, — поделился Валерий Ламанов. — А первые настоящие хоккейные ворота, рассказывал отец, в Архангельск привезли во время интервенции канадцы. Он вспоминал, что они устроили себе хоккейную площадку в том месте, где сейчас автобусная остановка у площади Терехина и часто играли там. Потом канадцы уехали, а ворота остались. Правда, что с этими воротами случилось в итоге, никто не знает.
Клюшек того периода не сохранилось. Но пять лет назад, рассказал Михаил Пинегин, его друг взялся поднять родовой дом на Кегострове и нашел в основании самодельный, в основе своей деревянный, полоз от коньков.
— Точное время изготовления этих коньков мы не знаем, и для себя я принял за него год постройки дома — 1898 год, хотя не исключено, что они еще старше, — рассказал Михаил Витальевич. — В полозе хорошо видны отверстия — сюда вбивались колышки, на них ставилась деревянная площадка, затем эта площадка привязывалась ремнями к валенкам.
Сегодня это самый старый предмет на выставке. Самая же большая коллекция, конечно, относится к советскому периоду: здесь и хоккейные мячи, и клюшки, и коньки. На открытии можно было рассмотреть все эти вещицы вместе с ветеранами и действующими игроками «Водника» с их комментариями. Например, услышать от легенды «Водника» Игоря Гапановича, на каких коньках он начинал кататься и почему носки у этих коньков, как у таких же на выставке, были всегда плотно заклеены пластырем.
— Это сейчас носки у коньков пластиковые, а тогда коньки были полностью кожаные, и носки приходилось укреплять: чаще всего их проклеивали изолентой. Я еще всегда гуталином сверху замазывал, чтобы были черными, и возил этот гуталин везде с собой, — рассказал Игорь Викторович. — Клюшки тоже надо было укреплять: они были ленинградские, чисто деревянные, и мы проклеивали их стеклотканью. Доставали также сыромятную кожу, резали ее ножом и оплетали клюшку. По регламенту без таких кожаных оплеток даже нельзя было играть, хотя клюшкой без кожаных оплеток ты лучше чувствуешь мяч и она легче, и многие у нас любили легкие клюшки…
По словам Михаила Пинегина, именно такие детали дают почувствовать эпоху.17:21— Например, многие обращают внимание, что коньки на выставке не только хоккейные, но и конькобежные, и фигурные, — нет, это не ошибка. В советское время достаток у всех был разный, да и купить можно было не всё, поэтому, когда выходили играть двор на двор, надевали на ноги, у кого что было. Я и сам так играл. Таким был наш хоккей.
Можно увидеть на выставке и совсем уж неожиданные для хоккейной темы экспонаты, например, потрепанную жизнью металлическую подкову, — она принадлежала Ильясу Хандаеву, когда он выступал вратарем «Водника».
— Каждый раз, когда Ильяс выходил на матч, он подходил к воротам и обносил этой подковой штангу и перекладины, а затем клал ее сверху. И, когда игрок соперника готовился бить пенальти, он также повторял этот ритуал. Поэтому в команде его прозвали «Шаман», — рассказал Михаил Пинегин. — Я уверен, не было никакой магии, но был психологический момент: представьте себе игрока, который ждет пенальти, который уже готов, — Ильяс своим «шаманством» медлил, выводя из душевного равновесия.
Выставка продолжит свою работу до 8 апреля. Вход — свободный. Автор экспозиции отметил, что по запросу готов проводить экскурсии, ведь с комментариями — интереснее.