«Надо было крепче пришивать…»

Что такое нарушение правовых границ?
Позаботиться об оформлении добровольной опеки лучше заранее

Разбираемся вместе с Галиной Королёвой, юрисконсультом государст­венного регионального центра психолого-медико-социального сопровождения «Надежда».

«До последней капли крови»

— «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека» — это правило знают многие, но на практике применяют почему‑то не всегда, — говорит Галина Королёва. — Некоторые считают: у меня есть права, и я буду их реализовывать до последней капли крови. Но у других тоже есть права. И статья 17 Конституции Российской Федерации об этом прямо говорит: «Осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других граждан». То есть реализация прав имеет определённые границы.

Также и с правами, ответственностью учащихся — всё подробно прописано в федеральном законе «Об образовании» — статьях 34 и 43. Но на практике по поводу прав и обязанностей поступает больше всего вопросов — от педагогов, родителей и самих учащихся.

Например, недавно был вопрос: «Получение образования — право или обязанность ребёнка?» Это и право, и обязанность. Как и у родителей — они имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Добросовестно осваивать образовательную программу — обязанность школьника. Осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания в рамках образовательной программы… Это всё — требования закона.

«Телефон преткновения»

— То есть прогуливаешь уроки — нарушаешь закон.

— Именно так. Необходимо выполнять требования устава школы, правила внутреннего распорядка, соблюдать дисциплину на занятиях и правила поведения. А также уважать честь и достоинство других обучающихся, педагогов и не создавать препятствий для получения образования другими детьми — обязанности закреплены в статье 43 закона, в которую внесены изменения 19 декабря 2023 года.

Тогда же было внесено и одно из самых обсуждаемых новшеств — запрет на использование средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий. За исключением случаев возникновения угрозы жизни и здоровью учащихся, педагогов, а также иных экстренных случаев.

— А как этот запрет вообще работает? Телефоны должны забирать перед каждым уроком?

— Телефон может находиться при ребёнке, но пользоваться им нельзя. Или, допустим, дети заходят в класс и оставляют телефоны в определённом месте. Речь не об изъятии «на весь день», а о правилах, которые регламентированы в образовательной организации. Школа может включить требование в устав и за нарушение привлекать к дисциплинарной ответственности.

Естественно, это надо разъяснить и родителям. В случае невыполнения правил, если родители не обеспечивают надлежащее воспитание ребёнка, может ставиться вопрос и об их ответственности.

— За использование телефона на уроке могут отчислить из школы?

— Школа вправе ставить вопрос об отчислении, если ребёнку исполнилось 15 лет и к нему неоднократно применялись меры дисциплинарного воздействия за нарушение устава, им систематически нарушались права других учащихся. Использование телефона на уроке — это тоже про нарушения.

Не способен ребёнок себя контролировать? Школа может обратиться к родителям и, например, договориться, что в школе ребёнок вообще не использует телефон. Но не школа выставляет ему требование, а родители: «Или оставляешь телефон дома, или передаёшь на хранение при входе в школу». Естественно, образовательная организация со своей стороны обеспечивает сохранность.

Все участники образовательного процесса равны — школа, учащиеся, родители. Так почему не передать ответст­венность? Не командовать с позиции силы: «Мы главные — и решили, что будет так!» А корректно объяснить: «Так положено по закону. Давайте подумаем, как требование реализовать, чтобы всем, и прежде всего детям, было комфортно».

«Больше учиться не хочу!»

— То есть брать родителей не в «заложники», а в союзники.

— Да. Договариваться, а не ругаться в чатах. Закон ведь регламентирует не только права и обязанности учеников, но и родителей обучающихся. Так, например, родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребёнка. Обязаны обеспечить получение детьми общего образования…

К сожалению, у нас сегодня немало случаев, когда подростки не могут сдать ОГЭ за 9 класс. Есть истории, когда ученику почти 18 лет, а образование — 7 классов. Он «застрял» и не может освоить программу. Почему? Прогуливал, родители не проконтролировали вовремя. Школа борется, чтобы обучение продолжалось. Но исполнится 18 лет…

— До свидания, школа?

— Просто так сказать: «Тебе 18 — ты нам больше не интересен», — школа, конечно, не может. Обучение будет продолжаться, потому что причины, по которым совершеннолетний школьник не закончил образование, могут быть разные, в том числе и уважительные — по состоянию здоровья. Но если человеку исполнилось восемнадцать и он говорит: «Больше учиться не хочу!» — тут права школы заканчиваются.

Дать любой ценой основное общее или полное среднее образование вопреки желанию совершеннолетнего гражданина — такой обязанности у школы нет.

Без пуговиц

— Один из вопросов, поступивший от нашей читательницы, — несёт ли школа ответственность за имущество обучающихся, в частности за сохранность одежды в раздевалке? Как быть, если пропала сменная обувь, оторвали все пуговицы на пальто? А в школе сказали: «Ищи сама! Надо было крепче пришивать…»

— Напрямую ответственность за имущество учащихся в законе «Об образовании» не определена. В установленном законом порядке образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции. И в основном — это воспитание и образование.

Школа несёт ответственность за жизнь, здоровье обучающихся при освоении образовательной программы. За жизнь и здоровье своих работников при реализации образовательных программ. За нарушение или незаконное ограничение прав на образование… То есть существует перечень оснований, устанавливающих ответст­венность школы, и нигде не говорится об имуществе учащихся. Но говорится об уважении человеческого достоинства, о защите учащихся от всех форм физического и психического насилия, оскорблений личности и так далее. И, безусловно, то, что происходит с детьми в школе, — должно быть во внимании администрации, решаться при взаимодействии с родителями.

Далеко не во всех школах есть гардеробные с выдачей номерков, как театре. Если такой жетончик был выдан — значит, был заключён и договор об ответственном хранении. Единственное, ценные вещи в гардероб обычно не принимают. Но даже если это «просто раздевалка», где дети раздеваются самостоятельно — вопрос к администрации школы.

— Про «обеспечение надлежащих условий» для обучения и нахождения ребёнка в школе?

— Да. И проблему необходимо проработать. Как вариант, позаботиться хотя бы о том, чтобы установить в раздевалке камеры видеонаблюдения.

Некоторые дети бывают не очень организованы. Могут что‑то потерять, забыть. Нести ответственность в этой части за сохранность имущества образовательной организации, действительно, было бы сложно.

Но когда ребёнок в школьной раздевалке обнаружил, что у него на пальто оборваны все пуговицы, исчезла обувь, и, обратившись за помощью, по сути, слышит: «Сам виноват!» — это уже речь об уважении человеческого достоинства, защите от всех форм насилия. Повторю, эта обязанность установлена законом. Задача педагогов — разобраться.

«Две большие разницы»

— Обувь могли перепутать, взять по ошибке или со злым умыслом, — говорит Галина Королёва. — А если ещё и пуговицы оторвали… Ребёнку надо помочь с учётом его возраста, состояния. Гуманистический характер образования в том и заключается — это воспитательный процесс.

Безусловно, если что‑то было похищено, родители могут предъявить требования к школе. Но прежде всего эти вопросы находятся в компетенции полиции. Школа по согласованию с родителями может и сама обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Но должны быть обеспечены и педагогические способы, чтобы оказать помощь ребёнку.

— Ещё одна история из жизни. Отец-одиночка воспитывает сына-пятиклассника, есть бабушка. Характер работы отца связан с командировками на два-три месяца. Мальчик остаётся с бабушкой. И у школы возникает вопрос: «Кто представляет законные интересы ребёнка?» Как быть в подобной ситуации?

— Случай, на самом деле, нередкий. Более того, на просторах интернета можно найти много советов — обратиться, например, к нотариусу и оформить доверенность на то, что бабушка является представителем интересов ребёнка. Но это неправильный совет.

Бабушка по доверенности может быть представителем интересов внука, но не может выступать в качестве его законного представителя. А это всё‑таки две большие разницы.

То есть представитель может быть у каждого. Но если мы говорим о недееспособном гражданине — это может быть инвалид, несовершеннолетний ребёнок — у него должен быть именно законный представитель.

Под опекой

— Законным представителем ребёнка являются родители, — поясняет Галина Королёва. — В случаях, когда ребёнок лишён родительского попечения, в том числе и по уважительным причинам, вопрос назначения законного представителя решают органы опеки.

— То есть на нотариусов такие полномочия не возложены?

— Нет. Правильный выход — обратиться в органы опеки и попечительства. Когда родитель, подчёркиваю, по уважительным причинам какое‑то время не может исполнять родительские обязанности, он пишет заявление: «Прошу на период моего отсутствия установить опеку и назначить опекуном такое‑то лицо».

— Ту же бабушку.

— Да. Это, так называемая добровольная опека, которая предусмотрена статьёй 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». И именно орган опеки и попечительства принимает решение.

В данной ситуации содержание ребёнка по‑прежнему находится в обязанностях родителя, а вот воспитательный процесс поручается опекуну, попечителю. Устанавливается опека на определённый срок. Например, на полгода. Если родитель вернулся из командировки, но через две недели вновь должен уехать — в период своего возвращения он сам исполняет эти обязанности.

К бабушке — в деревню

— А если ребёнка отправляют к бабушке на летние каникулы?

— Если это оздоровительный отдых у бабушки — прямого указания на необходимость оформления опеки в законе нет. Ведь, например, когда родители отправляют ребёнка в оздоровительный лагерь — попечительство не устанавливается.

Но во время нахождения без родителей, опять же, могут возникнуть разные ситуации. Ребёнок в деревне травмировался — упал с велосипеда, сломал руку. Больница потребует подтверждения полномочий законного представителя. Доверенность на бабушку, пусть даже составленная у нотариуса, не поможет.

Или, допустим, что‑то произошло, и ребёнка доставили в полицию. Забрать из полиции может только законный представитель. Просто так «кому‑нибудь» полиция ребёнка отдавать не должна.

Поэтому, если в семье знают, что ребёнок «шебутной», требует особого внимания и контроля, — лучше позаботиться об оформлении добровольной опеки. Иначе с кого спрашивать? Бабушка не отвечает за внука. Только когда установлено попечительство, ответст­венность возлагается на опекуна.

По доверенности

— На что тогда может быть выдана доверенность?

— Давайте разбираться. Иногда в образовательных организациях, если интересы ребёнка представляют не родители, говорят: «У нас всё по доверенности». Но на деле это заявление родителя о том, что он разрешает такому‑то лицу сопровождать ребёнка в школу, в больницу, на тренировки.

Согласие на сопровождение, но не на исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и охране его прав и интересов. Если в доверенности указано, что родитель уполномочивает какое‑то лицо на осуществление родительских обязанностей, на осуществление воспитания, выдачу разрешений на медицинские манипуляции, — это противозаконно.

Личные правоотношения не отчуждаемы и не передаваемы. Невозможно же передоверить исполнение супружеских обязанностей. Точно так же невозможно передоверить и исполнение родительских обязанностей.

— Но, если, например, мама напишет доверенность, что разрешает соседке Марье Петровне забирать своего сына Васю из садика — это заявление надо удостоверять нотариально?

— Необязательно, но без заявления родителей соседке или другим родственникам, даже бабушке, ребёнка могут не отдать. Заявление на имя заведующего родители пишут в его присутствии и лично. А воспитателям необходимо будет убедиться — за ребёнком пришёл именно тот человек, который обозначен в заявлении.

У меня в практике несколько лет назад была трагическая история: родной дядя забрал ребёнка из детского сада. У воспитателей вопросов не возникло, дядю они знали. Но в тот день дядя пошёл не домой, а завернул с племянником на речку, где была весёлая компания. Малыш утонул. Это вина в том числе и детского сада — необоснованно передали ребёнка. Образовательная организация должна всегда обеспечивать охрану прав и интересов детей.

Фото из архива героини публикации Иллюстрации Яна Мальцева

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ