Автор программы «Няня рядом» — некоммерческая организация «Добрые сердца» — хорошо знаком многим северянам, в том числе и читателям «Правды Севера» («Добрые сердца для малышей», «Правда Севера» от 18 октября 2023 г.). Напомним, няни «Добрых сердец» почти два года дежурят в Архангельской областной детской клинической больнице имени Выжлецова — ежедневно заботятся о маленьких пациентах, оставшихся без попечения родителей, детях-сиротах, младенцах-отказниках…
«Воробушки» на лавочках
По словам Ольги Образцовой, создательницы «Добрых сердец» и многодетной мамы, идея организовать пост добрых нянь пришла ей, когда она сама лежала в больнице с трёхлетним сыном Мишей.
— Мы поступили в отделение соматики с аллергией, — рассказывает Ольга, — там было очень много детей, но я обратила внимание на двух малышей — ровесников моего Миши. Они сидели на лавочках, в стороне от всех, словно испуганные воробьи. Выглядели какими‑то потерянными. И почему‑то без конца снимали и надевали свои тапочки… Спросила медперсонал, что это за ребятишки. Мне ответили: «Социальные дети, изъятые из семьи». И тогда, наверное, я впервые увидела, насколько таким деткам не хватает внимания. Потому что у врачей и медсестёр больницы при всём желании задача другая — лечить. Пациентов много. А у госучреждений нет возможности отправить няню или воспитателя на госпитализацию вместе с ребёнком. В общем, «воробушки» эти запали мне в сердце…
Ольга рассказывает, что начала искать в интернете информацию про больничных нянь. Подобные сообщества действовали уже во многих крупных городах. В Москве, Казани… Стала читать, вникать, «как это работает». Улыбается: «У меня же всё‑таки экономическое образование…» А затем решилась — обратилась к главному врачу больницы с предложением: «Если есть потребность в нянях, то я готова помочь. Могу взять на себя подготовку — договорную работу, привлечение денежных средств…»
— Но «Добрых сердец» ведь тогда ещё не было? — уточняю у Ольги. — Была просто неравнодушная мама маленького пациента…
— Первый шаг всегда сделать сложно, — кивает она. — Но в больнице, большое спасибо главному врачу Ольге Игоревне Тюриковой, идею мою как‑то сразу поддержали. Подтянулись единомышленники. Я открыла некоммерческую организацию «Добрые сердца», заключили договор с больницей. Вышли на московский фонд «Дорога жизни». Там помогли с юридическим оформлением проекта. И потихоньку, в июле 2023 года, мы начали работать.
«Играют, утешают, обнимают…»
Сейчас у «Добрых сердец» тысячи подписчиков в интернете. И не только из Архангельской области. Благодаря их поддержке, в том числе финансовой, в проекте «Больничные няни для детей-сирот» работает больше двадцати нянь.
— Только за первые полтора года мы оказали помощь 225 детям, — рассказывает Ольга Образцова. — Что делают наши няни? Играют с детьми, читают им книжки, выводят на прогулки, переодевают, моют, кормят, утешают, обнимают — дарят любовь.
Иногда бывает, поступает ребёнок — нет одежды. «Добрые сердца» объединяются — подбирают всё необходимое. С душой, с любовью… В отделениях сейчас большой запас детских вещей. Игрушки, книжки, пазлы — всё это, в зависимости от потребностей, мы постоянно обновляем.
— Наверное, в эмоциональном плане работа с новорождёнными отказниками и малышами, изъятыми из семей, одна из самых сложных?
— Да, это как другой мир… У меня детей трое. Младшему сыну сейчас четыре месяца. Насколько ты ждёшь появление ребёнка… Живёшь этим. И принять, что есть дети, которых вот так просто оставляют при рождении, отдают… Бывают малыши, которые поступают через реанимацию. Привозят кроху — вся головушка в «скобках». Что там с ним было?.. Иногда няни работают с детьми из одной и той же семьи из года в год. Мама одна, а малыши — по разным детским домам.
Но наша задача — не осуждать, а сосредоточиться на работе. Поддержать ребёнка эмоционально — лаской своей, заботой. Стать для него хотя бы на это время опорой — помочь здесь и сейчас.
Выйти из круга
Уточняю: программа сопровождаемой госпитализации «Няня рядом» — это продолжение проекта «больничных нянь»?
— Скорее, его расширение, — поясняет Ольга Образцова. — Мы написали новую программу, так как, несмотря на все положительные отзывы и успехи «больничных нянь», столкнулись с тем, что не хватает полноценной помощи особым детям из детских домов, которые в силу своего состояния не могут обслуживать себя самостоятельно. Это дети с различными заболеваниями, с различной инвалидностью. Вопрос медицинской доступности для них очень актуальный. Но когда в больницы поступает ребёнок с особенностями в развитии и при этом он один, а речь о длительной госпитализации — это всегда проблема. И зачастую нет возможности длительно госпитализировать как раз из‑за того, что нет возможности присмотра и ухода. Такой вот замкнутый круг.
Мы подали заявку на грант, потому у нас такие дети были всегда. Первым был Лёня, воспитанник детского дома. Он не особенный, у него просто в 17 лет случился инсульт. И когда нам позвонили: «Сможете ли вы круглосуточно два месяца побыть с Лёней?» — конечно, мы отказать не смогли. Лёня перенёс сложную операцию, находился в тяжёлом состоянии. Не мог даже головой пошевелить. С нянями он заново научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Навыки возвращались постепенно. Сейчас Лёня ходит и даже бегает! Была дискотека на Новый год в детском доме. Как наш Лёня танцевал…
Многие истории «Добрых сердец» — с продолжением. У детей, попавших в проект, часто среди нянь и подписчиков группы появляются свои «фанаты», которые продолжают их поддерживать и после выписки.
— Так было и с Лёней, — кивает Ольга. — Его судьбой прониклись многие подписчики нашей группы. Одна из них даже подарила ему ноутбук. Вместе с нянями приезжала в детский дом. Они общаются и дружат до сих пор.
Две Марьяны
По словам Ольги Образцовой, проект «Няня рядом» не только про то, чтобы сделать период госпитализации менее стрессовым для особого ребёнка. Это ещё и про возможность почувствовать: «Ты важен, нужен, любим».
— У нас есть подопечная Марьяша. Ей три года, она не видит, — рассказывает Ольга. — Но такая тактильная, нежная, ласковая девочка. Мир познаёт через кончики своих пальцев — на ощупь. Любит слушать сказки, музыку — покачивается в такт, в ладоши смешно хлопает. Замечательная такая…
И была ещё одна Марьяна, но помладше — годовалая. Когда поступила в больницу, находилась на зондовом питании. Честно признаюсь, няни сперва сильно волновались: «Две такие сложные Марьяны… Как мы справимся?» Но постепенно не только завоевали доверие и любовь этих девчонок, но и, поговорив с врачами, предложили снять младшей Марьяне зонд, чтобы она «привыкала есть» сама. Мы специально выделили няню, которая начала Марьяну потихоньку кормить с ложечки. Малышка до этого всё время лежала… А тут стала расцветать. Приподниматься, переворачиваться, покачиваться на ручках… Научилась смеяться! И, наверное, самая потрясающая новость, которую мы узнали недавно, уже после её выписки: Марьяну забрали в семью.
И старшая наша Марьяша — она тоже, как говорят медики, «с большим потенциалом», — поясняет Ольга. — Ей бы любящую маму, тепла побольше — раскроется… Ведь когда ребёнку уделяют много внимания, он и выздоравливает быстрее.
«Мы пришли к Дане»
У программы «Няня рядом», как у любого грантового проекта, есть свои ключевые точки, одна из них — сопроводить за год не менее десяти особых детей.
— А у нас их уже пятеро, — говорит Ольга, — хотя проект только начался. Вот, например, Даня — особый мальчик, у него синдром Дауна. Был госпитализирован из детского дома в отделение химиотерапии и лечения опухолей с острым лейкозом. Вначале думали, что на госпитализации с нами он пробудет недолго, а оказалось — вместе мы года на два. Лечение предстоит длительное.
Вспоминает, что, когда Даня только поступил, был очень зажатый. Назвать его общительным ребёнком было сложно. А сейчас… такой болтун стал! Позитивный, открытый. Обзавёлся друзьями. В отделении ему лопатку подарили — в снегу играть. И Даня зиму полюбил.
По словам Ольги, у Дани есть две «личные» няни, которые пришли в проект именно к нему.
— Это подписчицы нашей группы — Марина и Кристина, — рассказывает Ольга. — У них у самих особенные дети, подростки с синдромом Дауна. Так и сказали: «Мы пришли к Дане». Развивающие занятия с ним проводят. Играют, рисуют, колыбельные ему поют. Там, в отделении, ещё очень классный заведующий — доктор Митрофанов. Вячеслав Аркадьевич взял Даню под своё крыло. Такой яркий комбинезон ему подарил, чтобы на улице гулять! Теперь Даня — самый нарядный. А ещё он добрый мальчик. Учится и сам помогать, заботиться о других. На прогулке придерживает няню под руку: «Чтобы не упала…»
График — гибкий
Так сложилось, что процентов на восемьдесят няни, пришедшие в «Добрые сердца», — медработники. Есть студенты-медики, медсёстры, есть врачи-педиатры. На дежурство выходят в свободное от учёбы и основной работы время. График гибкий. Составляется как пазлы — кто в какие дни и на сколько часов сможет. Но бывает и так, что госпитализация срочная и няня требуется экстренно. Иногда посреди ночи.
— Наши няни, сменяя друг друга, на дежурстве находятся постоянно, — говорит Ольга. — Если ребёнок после операции или тяжёлый, как, например, было с Лёней, Даней, — остаются в отделении круглосуточно.
— Если медицинского образования нет, но есть желание помочь, можно стать няней «Добрых сердец»?
— Конечно. Мы всегда ждём нянь. Научим всему! Главное, собрать документы, справки. Перечень в группе есть. Всё как для обычной работы с детьми — медицинский допуск, нарколог, психиатр, отсутствие судимостей… У нас была история — обратился дедушка, военный в отставке. У него самого трое внуков: «Готов стать няней!» Хотел работать в больнице. Не прошёл по здоровью, но помогать не перестал.
«Не могу иначе»
По словам Ольги, одно из главных качеств больничных нянь — «умение чувствовать». Кто‑то приходит в проект и остаётся надолго, кто‑то уходит через месяц. Но каждый, совершенно точно, оставляет здесь частичку сердца.
Ольга Черняева как раз из тех нянь, кто «стоял у истоков» — с «Добрыми сердцами» с первых дней. С детьми — всю жизнь. Работала когда‑то инспектором по охране прав детства. О том, почему решила стать няней, рассказывает так:
— Дочки мои мне говорят: «Мама, мы гордимся тобой». Зять говорит: «Это очень тяжело эмоционально. Пожалели бы вы себя…» Но понимаете, есть люди, которые берут. А есть люди, которым дано по жизни отдавать, — поясняет Ольга Викторовна. — Я вот такой человек, что люблю отдавать. Больше отдавать душевного тепла, чем брать. Если я кому‑то хорошо не сделала, то день, считаю, прожит зря. От природы, наверное, такая, с детства. У меня три сестры. И я всегда с маленькими детьми была, так что, как в той песне поётся, «не могу иначе».
Ориентир на добро
Но у «Добрых сердец» есть правило, которому следует каждая няня: «Помогая другим, не сгори сам».
— Мы это поняли сразу, когда только начали работать, — поясняет Ольга Образцова. — И слёзы у наших нянь были, и переживания сильные. Но быть добрым и искренним — не значит быть слабым. Важно сохранить себя. Одна из задач нового проекта — как раз профилактика эмоционального выгорания. Помимо профессиональной подготовки нянь, обучения по уходу за особыми детьми в больнице, мы в рамках программы хотим также привлечь психолога для работы по восполнению внутренних ресурсов. Потому что няня — она же не может «обесточиться».
Грантовая поддержка программы «Няня рядом» рассчитана на год. Но сам проект, уверены его организаторы, будет продолжаться.
— «Добрые сердца» — название, может, и незамысловатое, но точное, — улыбается Ольга Образцова. — Как ориентир для тех, кто готов помогать или сам нуждается в помощи. Отзывчивых людей вокруг, к счастью, много. Будем и дальше брать детей на сопровождение. Искать возможности, подаваться на новые гранты. Потому что каждый ребёнок заслуживает внимания, заботы, особенно в трудные моменты своей жизни. А няня… Няня будет рядом.