На ней показано более ста произведений живописи, графики, скульптуры из собраний музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и Архангельского краеведческого музея.
Три тематических раздела хронологически представляют собой довоенную жизнь советских людей, тяжёлые фронтовые будни и послевоенный период.
Выставка дополнена арт-объектами, например «Архангельским альбомом», где представлены предвоенные фотографии города и архангелогородцев из фондов областного архива.
В сенсорном киоске можно узнать биографии художников, чьи произведения показаны на выставке. Кроме того, архангелогородцы принесли к музейной выставке фотографии с описанием биографий своих родственников — участников войны в разные периоды их жизни: до войны, военные фото и после Победы. Фотографии очень интересно оформлены — они расположены на разных сторонах куба, который можно поворачивать, разглядывая лица Победы.
Предвоенная тема представлена такими классиками соцреализма, как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Константин Вялов, Александр Самохвалов. Оптимизм, ударный труд, жизнеутверждающие надежды — официально-показательная сторона тогдашней жизни наполнена светлыми красками. Но вот картина северянина Василия Курицына «На войну» — призывник уходит от родного дома и, может быть, в последний раз оборачивается посмотреть на родных.
Возможно, многие произведения северных художников на тему Великой Отечественной войны уже знакомы посетителям музея. Как рассказала на открытии Зоя Кулешова, заместитель директора музейного объединения, в музее каждые пять лет начиная с 1975 года проходят выставки, посвящённые Победе. И вот что она заметила:
– Я помню, как на первых выставках присутствовали седовласые ветераны, увешанные медалями, по которым можно было проследить их боевой путь. Это были и художники-фронтовики, их друзья-однополчане и обычные посетители выставок. Потом их становилось всё меньше, мы и не заметили, как они все ушли от нас. Но тема Великой Отечественной войны волновала не только тех, кто её прошёл, но и последующие поколения художников. На выставке много произведений, созданных в 80‑е годы прошлого века. Тогдашние молодые художники пришли к переосмыслению этого периода жизни нашей страны.
По словам искусствоведа, этой выставкой хотели подчеркнуть немаловажный вклад Севера в общую Победу, на этом и сделан акцент. Потому в центре экспозиции — картина мариниста Виктора Преображенского, посвящённая подвигу моряков Северного флота в свинцовых водах Баренцева моря — «Высадка десанта».
А что такое мировая война в судьбах простых северян? Например, небольшая работа Фёдора Фатьянова «Вечер в Кимже»: старый деревянный дом на закате. На оборотной стороне этюда написано рукой автора, что из этого дома в Кимже Мезенского района ушли на войну один за другим пять сыновей Федота Паюсова. Ни один не вернулся, последний погиб 11 мая 1945 года. И дом согнулся, опустел, тихо доживая свой горький век.
«Окна памяти» представляют собой арт-объект с фронтовыми зарисовками архангельского художника Алексея Чаусова, не вернувшегося с полей сражения. Помните стрелка-радиста Женьку в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика», который рисовал портреты друзей в минуты затишья? Видимо, примерно в таких же условиях на передовой «работал» и сержант Чаусов, правда, он был артиллеристом.
– Думаю, сегодня выставка воспринимается с другими чувствами, чем несколько лет назад, — сказал на открытии Рашид Сагадеев, художник, педагог, председатель правления регионального отделения Союза художников России. — Та война как‑то стала ближе нам. Мой отец подростком тушил зажигалки, сбрасываемые на Архангельск во время налётов, его брат прошёл Соловецкую школу юнг и служил на флоте. Мы не забыли их, и будущие поколения не забудут.
Выставка «Война. До и после» — это выставка-переживание, позволяющая зрителям всех поколений понять и прочувствовать события через работы художников, об этом многие выступающие говорили на открытии. И, вероятно, самой пронзительной картиной стала «Сироты» народного художника СССР Юрия Кугача. Дети и война, в один миг сломанные детские судьбы — что может быть трагичнее?..
– За каждой картиной и каждым именем художника — личная история, о которой может быть долгий разговор, — говорит Зоя Кулешова.