В центре внимания участников круглого стола были вопросы развития Северного морского пути (СМП) и Арктической зоны России.
В заседании приняли участие представители федеральных структур, государственных компаний и органов власти субъектов РФ.
Как отметил председатель Комитета Николай Харитонов, выбор Архангельской области для проведения встречи неслучаен. Регион обладает мощным научно-промышленным потенциалом и занимает лидирующие позиции среди арктических субъектов по количеству реализованных резидентами АЗРФ проектов.
— В области успешно запущено более 100 бизнес-инициатив, объем вложений резидентов составил почти 33 миллиарда рублей, создано более четырех тысяч рабочих мест. Важно уделить внимание развитию научной сферы — именно Архангельская область стала одним из инициаторов создания научно-образовательного центра «Российская Арктика», — подчеркнул Харитонов. — Арктическая зона и Северный морской путь — это не просто ресурсная и логистическая база, а ключевой механизм развития экономики страны на десятилетия вперед.
Он отметил, что СМП играет важную роль в транспортной логистике и освоении природных ресурсов Арктики. В 2024 году объем грузоперевозок по маршруту составил почти 38 млн тонн, и этот показатель продолжает расти. Однако существует ряд задач, требующих дополнительного правового и административного регулирования. В частности, это вопросы формирования грузовой базы, маршрутов транспортировки, развития портовой инфраструктуры и флота, решения кадровых проблем и совершенствования социальной сферы.
Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что арктическое пространство находится в фокусе международного внимания.
— Северный морской путь может стать одним из ключевых мировых маршрутов, соединяющих Азию и Европу. Международные экспортеры пристально следят за его развитием. Для роста объемов перевозок необходимо опережающими темпами создавать соответствующую инфраструктуру и обеспечивать круглогодичное судоходство, — отметил Гусейнов.
Первый заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев подчеркнул стратегическую значимость региона для развития СМП.
— Морской порт Архангельск — это стратегическая точка Западной Арктики, обеспечивающая выход в Белое море и Мировой океан. Его проектные мощности составляют 11 млн тонн в год, но пока фактически обрабатывается 6–6,5 млн тонн. Для увеличения грузооборота необходимо расширять пропускную способность автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, — сказал Алсуфьев.
Подтверждением стратегической значимости порта стал утвержденный Правительством РФ комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Ключевой проект — строительство нового глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря. Он позволит обрабатывать суда с осадкой до 14,5 метра и увеличить грузооборот на 25 млн тонн в год.
По итогам круглого стола был составлен перечень рекомендаций и предложений, которые будут дорабатываться профильным комитетом Государственной Думы.