Так, за последние пять лет объем ВРП в Архангельской области увеличился на 50 процентов и по итогам 2024 составил 834 миллиарда рублей. Восстанавливается в регионе и индекс промышленного производства: несмотря на трудности, с которым область столкнулась в период пандемии и после введения секторальных санкций западных стран, сегодня он вырос на 7 процентов.
Положительные тенденции прослеживаются и в инвестиционной активности, на сегодняшний день объем инвестиций в экономику региона превышает 120 миллиардов рублей, это на 11 процентов больше, чем в 2020 году. Растут и собственные доходы областного бюджета: если в 2020 году они составляли 55,6 миллиарда рублей, то по итогам 2024 года превысили 97,5 миллиарда.
Александр Цыбульский доложил Президенту о том, что наиболее существенным образом способствует поступательному развитию региональной экономики.
— Первое — это судостроение и судоремонт. Если помните, когда Вы приезжали к нам на Севмаш, я Вам рассказывал о том, что сегодня судоремонт — очень активно развивающееся направление нашей экономики. Это связано с тем, что до санкций, которые были введены против нашей страны, большинство наших кораблей обслуживались и ремонтировались в европейских портах, — сказал губернатор. — На сегодняшний день, когда им туда вход закрыли, они все вернулись обратно в родную гавань. Если посмотреть, в 2020 году мы ремонтировали 180 судов, в 2024-м — уже 350 в год, то есть почти в два раза рост. Все возвращаются, от этого начинают развиваться производственные мощности, от этого бизнес начинает инвестировать.
— Конечно. Не было бы счастья, да несчастье помогло, — отметил глава государства возвращение в российские порты морских судов, нуждающихся в ремонте.
Владимир Путин также подчеркнул важность создания условий для того, чтобы судоремонт в Архангельской области продолжал развиваться.
По словам Александра Цыбульского, в регионе началось возрождение ещё одной важной компетенции — строительства гражданских судов. Речь шла о строительстве четырёх кораблей усиленного ледового класса, которые строятся на архангельском судостроительном предприятии «Красная Кузница», входящем в Объединённую судостроительную корпорацию.
— За 30 лет мы впервые разместили там заказ на четыре пассажирских судна ледового класса, усиленного ледового класса. В этом году первые два уже пустим в навигацию. Для нас это крайне важный момент, потому что, Вы знаете, что у нас есть островные территории, даже на территории города Архангельска. У нас ежегодно почти миллион человек пользуется услугами пассажирского речного транспорта, — доложил губернатор.
Ещё одна отрасль, которая имеет для Архангельской области важное значение, — рыболовство. Как сообщил Александр Цыбульский, за последние пять лет рыбопромышленниками региона построено пять новых суперсовременных судов. Инвестиции в проекты составили 18,4 миллиарда рублей, создано 249 новых рабочих мест.
Также губернатор доложил Президенту о работе морского порта Архангельск, который с 2023 года увеличил объем морских перевозок в 1,3 раза, втрое нарастил объёмы перевалки экспортно-импортных грузов и на 5 процентов увеличил объёмы каботажных перевозок.
— У нас на 30 процентов с 2023 года произошёл рост именно морских перевозок по Северному морскому пути. Мы раскатали контейнерный маршрут с китайцами. 40 лет у нас не было такого маршрута, первый раз в 2023-м был один судозаход Шанхай — Архангельск. В прошлом году уже было 10 судозаходов, на этот год уже планируем до 20 судозаходов. Поэтому порт зажил, начинает абсолютно новую компетенцию в перевозке контейнерных грузов. Я думаю, что это создаёт предпосылки для того, чтобы серьёзно уже задуматься о реализации нового стратегического проекта по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск, — сообщил Александр Цыбульский.
Строительство глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря является ключевым мероприятием плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года, утверждённого Правительством Российской Федерации. Он включает в себя мероприятия как по развитию действующей транспортной и инженерной инфраструктуры транспортного узла, так и по созданию принципиально новых объектов.
Новый глубоководный район обеспечит обработку судов с осадкой до 14,5 метра, дедвейтом до 75 тысяч тонн и контейнеровместимостью до 5 тысяч единиц. Сейчас работу по проекту строительства нового глубоководного района морского порта Архангельск правительство Архангельской области ведёт совместно с госкорпорацией «Росатом». Продолжается разработка инвестиционного предложения и финансово-экономического обоснования проекта. На полях Петербургского международного экономического форума в июне 2024 года между правительством Архангельской области, Сбербанком и Группой компаний «ЕвроСиб» подписано соглашение о реализации проекта.
Проект строительства глубоководного района порта предусматривает обработку различных видов грузов. Объем инвестиций, который потребуется для создания нового глубоководного района и порта Архангельск, предварительно оценивается в 300 млрд рублей.