На сцене Ломоносовского ДК состоялась премьера «Дорогая Елена Сергеевна»

В ней участвуют актёры-любители из театральных студий Архангельска
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха

На сцене Ломоносовского ДК состоялась премьера «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской.

В ней участвуют актёры-любители из театральных студий «Люди и Лица» и «Дебют» под руководством Александра Дунаева.

Вероятно, кто‑то из наших читателей вспомнит, какую неоднозначную общественную реакцию в своё время вызвал фильм Эльдара Рязанова по этой пьесе. 80‑е годы прошлого века вообще были урожайными на скандальные фильмы о молодёжи — «Маленькая Вера», «Дорогая Елена Сергеевна», документальный «Легко ли быть молодым».

«Дорогая Елена Сергеевна» стоит особняком. Изначально это театральная пьеса, и потом её ставили во многих театрах страны — после запрещения и порицания.

Сюжет, напомним, такой: четверо учеников выпускного класса приходят к своей учительнице математики домой поздравить её с днём рождения, но на самом деле — взять ключ от сейфа с контрольными работами, чтобы подменить эти самые работы и изменить оценки. Поскольку Елена Сергеевна не «повелась» на подкуп, четверо юнцов решают вырвать ключ шантажом и откровенным насилием.

В спектакле Александра Дунаева заняты четверо участников театральной студии «Дебют», которые — ровесники персонажей пьесы: Марк Чистяков (Володя), Даша Федосова (Ляля), Артём Ногин (Витя), Максим Чуркин (Паша), — и взрослая участница студии «Люди и Лица» Татьяна Шевченко в роли Елены Сергеевны. По словам режиссёра, он не изменил в спектакле ни слова. Ну если только незначительно. На сегодняшнее время указывают некоторые словечки, например «пятихатка» вместо советской «трёшки».

— У меня такое впечатление, что пьесу Разумовская написала сегодня, — говорит режиссёр. — Только наши сегодняшние страсти, страхи, проблемы увеличились в разы. И даже ещё жёстче, поскольку сегодняшняя жизнь жёстче по своей сути.

Спросила, как он относится к Елене Сергеевне.

— Я выстраивал эту роль как человека-идеалиста. — ответил Александр Антонович. — Она искренне верит в то, что учит детей не только математике, но и разумному, доброму, вечному. Потому и не замечает, как над ней издеваются и высмеивают, принимая всё за чистую монету. Не умеет думать про других людей плохое. Да, такие учителя были, по‑прежнему есть и, думаю, будут. Именно вокруг таких идеалистов и надо собираться, чтобы сохранить в себе что‑то человеческое, что в наше жёсткое время часто воспринимается как ненужная слабость.

Александр Антонович сказал, что фильм Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» не смотрел, поскольку предпочитает работать с авторским текстом, а не с его воплощением на экране или подмостках другими режиссёрами. Но ощущение времени восьмидесятых запомнил точно. По его мнению, сейчас оно несколько похожее, только в разломе эпохи оказалась не одна наша страна, а весь мир.

«Знаете, чем вы отличаетесь от нас? — спрашивает циничная Ляля учительницу. — Вы всю жизнь боролись, чтобы элементарно выжить. А мы будем бороться, чтобы хорошо жить. Да, расчётлива, чтобы не повторить судьбу собственной матери. Я даже девственность не теряю из расчёта в надежде выгодно её продать».

«Я не виноват, что мои родители — обыкновенные средние люди. А каким‑то мажорам с самого детства обеспечено место в лучших институтах страны», — вторит Паша.

Пьяный Витя признаётся: «Мой батя –алкоголик и вор. Но хороший человек. Говорит, скоро конец света. Потому что вырождение и вымирание людей и природы. Бабы не рожают — это раз. Мужики не работают — это два. Кругом химия и радиация»…

Спектакль оставляет долгое послевкусие. Жалко всех: и жестоких подростков (даже выдающегося подлеца и очень обаятельного в спектакле Володю), и учительницу-идеалистку.

Надо сказать, что кое‑что режиссёр всё‑таки изменил. Кто смотрел фильм или любую другую постановку «Елены Сергеевны», знают про открытый финал. И зритель думает на самое худшее, поскольку ничего другого после того, что произошло, ждать не приходится. Но в своём спектакле Александр Дунаев, который убеждён, что зритель не должен уходить с театральных спектаклей «раздавленным», оставляет надежду. В этом он, безусловно, прав.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА