На большей своей протяжённости Обводный канал повторяет тот обводный канал, а проезжая его часть располагается как раз на месте канала. Обводный канал часто называют «осушительным», потому что прорыт он был в болотистом основании Архангельска, но на самом деле он больше служил символической границей города, служил психологической границей между организованным пространством города и «неорганизованным» пространством.
За каналом была тундра с низкорослым лесом, Бабой-Ягой и другими сказочными сюжетами. Я хорошо помню, как в детстве, перейдя вброд канал, мы отправлялись за город за клюквой и морошкой. Постепенно оставшийся за спиной город казался где‑то вдали, а впереди открывалось пугающее пространство Мхов. Так раньше назывались болота за городом.
На том месте, где теперь железнодорожный проезд через Ленинградский проспект, на обводном канале располагалась городская застава с мостиком через канал и двумя сторожевыми будками по сторонам, окрашенными диагонально в чёрный и белый цвета, шлагбаумом и караульными.
В нашей Добролюбовке имеется любопытный документ — письмо какого‑то архангелогородца к родственнику, где он делится впечатлением от впервые увиденного царя. Это был Александр II, посетивший Архангельск в 1858 году. При въезде в город ему была устроена торжественная встреча. Автор письма был в толпе встречающих. И он, провинциал, был поражён тем, что царь‑то оказывается обычный человек, такой, как все! Зная российское бездорожье, легко представить его величество в тот момент — уставшего и пыльного после длительного путешествия.
В продолжение всей своей истории обводный канал был просто-напросто канавой, которую копали совершенно неспешно без какой‑либо техники, вручную, в ритмах своего времени. Кстати, к этому «строительству», среди прочих, привлекалась группа пленных Великой армии Наполеона, доставленных в Архангельск.
Как я сказал, проспект Обводный канал сформировался в советское время, а точнее — во второй половине XX века, и с дореволюционных времён на нём только два здания: церковь Всех Святых и бывшая богадельня Булычёва. Церковь Всех Святых строилась с 1839 года на средства купца Андрея Фёдоровича Долгошеина. Она освящена в 1843 году. В 30‑е годы минувшего века церковь была закрыта и превращена сначала в склад, а потом в пересыльную тюрьму раскулаченных. В 1946 году была возвращена епархии.
При церкви Всех Святых располагается одно из старейших архангельских кладбищ — Вологодское. Когда‑то оно находилось за обводным каналом, и попасть в него можно было, только перейдя мостик. Сегодня кладбище примыкает к проспекту Обводный канал и находится в окружении городской застройки, что, кстати, характерно для исторических городских кладбищ. Для примера, одно из многих кладбищ Парижа Пасси возвышается в центре города. В силу своего расположения и исторической значимости такие кладбища являются музеями под открытым небом и приобретают статус чуть ли не священного места.
Кто‑то сказал, что город не выставляет напоказ тех своих черт, которые более всего заслуживают восхищения. Это в полной мере относится к Вологодскому кладбищу. Здесь воедино слиты прошлое и пишется настоящее: соседи по дому, выдающиеся люди города, герои. Самые распространённые эмблемы на надгробиях — крест, символизирующий веру, звезда, символизирующая идеологию, якорь, символизирующий надежду. Здесь присутствует дух, заставляющий время от времени переживать историю. Обойдя кладбище со всех сторон, город не смог захлестнуть этот островок тишины и обрести власть над молчанием прошлого.
Напротив церкви Всех Святых — здание бывшей богадельни Булычёва. Это было комплексное здание, богадельня и при ней церковь с колокольней — редкое представительное каменное строение в глубине деревянного города. Построил его энергичный предприниматель, основатель речного пароходства на Северной Двине Афанасий Булычёв (1827 — 1902). Он много занимался благотворительностью, с годами стал набожным и закончил свои дни монахом в Соловецком монастыре.
Из современных зданий на Обводном канале выделяется торговый центр «Титан-Арена». Он между Поморской и Воскресенской, которые как бы сходятся в этой точке. Своей формой «Титан-Арена» подчёркивает это схождение. Это редкое в градостроительной практике Архангельска удачное решение.