08.03.2025 10:00

«Мы все пришли сюда по любви»

Театральное сообщество страны готовится встретить своё 150‑летие. С чем к нему подходят в Архангельском региональном отделении Союза театральных деятелей России?
Фото предоставлено Натальей Малевинской
Архангельское региональное отделение Союза театральных деятелей России отмечает 85-летие. 2024 год
Наталья Малевинская с председателем Союза театральных деятелей России Владимиром Машковым
Владимир Кулаков на вручение премии имени Сергея Плотникова пришёл с семьёй

Об этом, о том, какие процессы происходят в современном театральном сообществе, а также об областной премии имени народного артиста СССР Сергея Плотникова и её значении для развития театрального искусства говорим с Натальей Малевинской, председателем Архангельского регионального отделения Союза театральных деятелей России.

Взаимовыручка и творчество

– Наталья Викторовна, понимаю, что деятельность СДТ — это своеобразное закулисье, ведь ваша организация призвана решать профессиональные задачи. Но театр сейчас становится весьма интересным обществу во всех смыслах. Поэтому хотелось бы поговорить подробнее о деятельности Союза. В начале своей истории это было общество взаимного вспоможения русских артистов. Сейчас это творческая организация. И всё же — насколько сохранились изначально заложенные в ней взаимовыручка и поддержка актёрами друг друга?

– 150 лет нашей организации мы будем отмечать в следующем году, а сейчас серьёзно готовимся к этому событию. На это настраивает нас председатель Союза театральных деятелей России Владимир Машков. Он считает важным знать свою театральную историю, беречь её. И именно, учитывая все её особенности, развивать театральное дело в стране.

– Что сейчас преобладает в работе СТД: творческая составляющая или поддержка внутри театрального сообщества?

– Общество взаимного вспоможения русских артистов своей главной целью считало содействие всестороннему развитию театрального дела в России. Эти принципы сохранились в основе Союза до сих пор. Например, членские взносы по нашему уставу можно тратить только на помощь членам Союза, попавшим в трудное материальное положение.

– А если возникают более серьёзные проблемы, на поддержку федерального СТД вы можете рассчитывать?

– У Союза обширная программа социальной поддержки деятелей культуры. Это помощь многодетным и неполным семьям, реабилитация после продолжительной болезни, помощь неработающим пенсионерам и так далее.

– А второе крыло вашей организации, как вы сказали, творческое. Насколько реально здесь получить поддержку СТД местным актёрам?

– Наши актёры, члены СТД, очень активно участвуют в творческих проектах, а это различные лаборатории, фестивали, школы, мастер-классы, гранты и стипендии. В прошлом году от нашего регионального отделения свои программы написали 13 соискателей, и все они получили стипендию. Пока не отказали ни одному человеку. И много разных интересных спектаклей поставлено в театрах области благодаря стипендии Союза театральных деятелей. Например, в Архангельском областном театре драмы и театре кукол такие спектакли вошли в репертуар. Есть спектакли, поставленные на стипендию СТД, и в Молодёжном театре.

В прошлом году у нас прошёл фестиваль «Сотворители» — первый фестиваль самостоятельных работ, созданных на стипендии Союза театральных деятелей. Три дня шли показы, обсуждения и мастер-классы по режиссуре. Этот фестиваль мы решили проводить ежегодно.

– Для актёров и режиссёров важен взгляд со стороны на их творчество, то есть театральная критика. На местном уровне вам её хватает?

– На местном уровне она есть, но также Союз театральных деятелей приглашает известных критиков и театроведов, которые отсматривают спектакли, разбирают их вместе с режиссёром и актёрами. Приглашаем преподавателей, которые помогают актёрам повысить мастерство, они проводят мастер-классы по сценической речи, сценическому движению, танцу и режиссуре. Это тоже очень-очень важно.

Бывает, что театру для постановки спектакля не хватает определённых навыков, например Котласскому городскому театру для постановки спектакля был необходим преподаватель фехтования и танца. Наше региональное отделение Союза взяло на себя приезд специалистов. И режиссёр, и актёры были довольны!

С именем Сергея Плотникова

– В конце февраля прошла церемония награждения лауреатов премии имени Сергея Плотникова. Известно, что премия, учреждённая в 1994 году, не вручалась с 2008 по 2020 год. Насколько важно для театрального сообщества её возвращение?

– То, что премия вернулась, действительно очень важно для нас. Она вручается раз в два года в двух номинациях: «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» присуждается за многолетний труд в театральном деле, а в номинации «За сохранение и развитие театрального искусства» её получают молодые члены театрального сообщества. Но первую премию, после её возрождения в 2020 году, получили два театральных корифея — Виктор Панов, художественный руководитель Молодёжного театра, и Ольга Зубкова, актриса Архангельского театра драмы. Что очень ценно и символично.

– В 2023 году премию получили Николай Елсаков, актёр Котласского драматического театра, и Анна Костарева, актриса Северодвинского драматического театра, в двух утверждённых в положении о премии номинациях. А Марина Мельницкая, заведующая педагогической частью Архангельского театра кукол, получила награду «За большой личный вклад в развитие театрального дела Архангельской области». Почему тогда сделали исключение и добавили ещё одну награду?

– Марина Владимировна — человек, безусловно, знаковый и уважаемый в театральном мире Архангельской области. Она претендовала на награду в основной номинации. Но тогда в положении была строчка, которая гласила, что премия присуждается только сотрудникам театра, которые имеют театральное образование. Такого образования у Марины Владимировны не было, хотя она сама по себе «театральный университет». Это досадное недоразумение из положения теперь исключено. Но тогда мы не могли игнорировать такую норму, поэтому добавили в виде исключения ещё одну номинацию — очень хотелось отметить действительно большой личный вклад Марины Владимировны в развитие театрального дела в Архангельской области, я бы добавила, и в стране тоже. И справедливо, что она получила такую премию.

В нынешнем году лауреатами премии стали Владимир Кулаков, актёр Северодвинского драматического театра, и Антон Чистяков, артист Архангельского молодёжного театра имени Виктора Панова. Для актёров очень важно, что профессиональное сообщество отметило их работу. Например, Владимир Кулаков пришёл на вручение награды с семьёй, которая за него радовалась, как и все в зале.

– Эта премия, видимо, важна ещё и тем, что она позволяет хранить память о людях, которые долгое время были знаковыми фигурами для театрального искусства области и страны. В данном случае имею в виду Сергея Николаевича Плотникова, имя которого и носит премия.

– Каждый раз во время церемонии мы непременно его вспоминаем. Вечер, посвящённый вручению первой возобновлённой премии, был полностью посвящён Сергею Николаевичу. Нам важно было вспомнить, каким он был человеком и артистом. А также рассказать, почему эта премия носит его имя. На торжественном вечере, посвящённом вручению второй премии, мы тоже вспоминали Сергея Николаевича, но также каждый театр сам себя представлял, рассказывал о своём творчестве. А в этом году мы вспомнили знаковых людей, которые работали в разное время в театрах области, а ещё рассказали о дружбе двух наших выдающихся актёров — Сергея Николаевича Плотникова, народного артиста СССР, и Бориса Ивановича Горшенина, народного артиста РСФСР. Отметили, что актёрская династия Горшениных продолжается: в Архангельском театре кукол работает дочь Бориса Ивановича — Татьяна Горшенина.

А если говорить о продолжении театральных традиций, то нам очень важно, что на церемонии присуждения премии имени Сергея Плотникова присутствовали участники театральной студии САФУ «Импровизация», студенты Архангельского колледжа культуры и искусства. Кто‑то из них, возможно, станет профессиональным актёром, но важно, что все они останутся театралами в лучшем понимании этого слова. И будут знать историю архангельского театрального искусства, а также то, что она глубокая и интересная.

Кто кого воспитывает?

– Время от времени идут дискуссии — кто кого должен воспитывать: театр давать пищу для ума и сердца зрителя, таким образом, приподнимая его уровень, или же идти за «зрительскими пожеланиями»? К тому же театры, как и другие учреждения культуры, сейчас оказывают услуги своим посетителям. А потребитель, как известно, всегда прав. И есть риск, что театр пойдёт за нетребовательным зрителем, чтобы иметь коммерческий успех. Насколько эта проблема актуальна?

– Недавно я разговаривала с одной зрительницей, которая сказала, что она долго придерживалась мнения, что если ей непонятен спектакль, значит, он плохой. А потом, по её словам, человек, которого она уважает, сказал, что, может, ей просто-напросто не хватает образования? Действительно, есть театры, которые заставляют зрителя думать, искать ответы на порой очень сложные и неудобные жизненные вопросы. Но таким образом театр воспитывает своего зрителя. Со временем душевная и интеллектуальная работа для него становится потребностью. Но ведь можно приучить зрителя к тому, что он «самый умный». И тоже со временем такой театр воспитает этакого удобного зрителя, при этом постепенно опуская «под него» планку. И нашему Союзу важно, чтобы современный театр строил работу на лучших традициях русского театрального искусства. Чтобы планка режиссёрского и актёрского мастерства оставалась на подобающем уровне.

Театр на любителя

– Сейчас в области работают интересные любительские театры. СТД как‑то с ними взаимодействует?

– Мы тесно сотрудничаем с областным Домом народного творчества, который проводит фестиваль любительских театров. Я там тоже вхожу в жюри, также ездила на театральный фестиваль в Каргополь. На таких фестивалях можно увидеть очень интересные и режиссёрские, и актёрские работы. Важно, что люди, занятые в таких спектаклях, любят театр и в свою орбиту вовлекают родственников, друзей, знакомых. И таких любителей театра в области много.

– В Каргополе особая театральная история…

– Да, она началась в середине XIX века, там её знают и чтут, у них сильный коллектив и очень интересный руководитель Ирина Ромшина. В городе ещё до революции был построен свой театр. Это здание модернизировали по нацпроекту — в этом прежде всего заслуга губернатора Александра Цыбульского. И теперь любительский коллектив имеет своё театральное здание…

– Что‑то подобное есть ещё в нашей области?

– Даже в стране ничего подобного нет! Я была в этом театре — это красота неописуемая. И этот опыт очень интересный и важный. Возможно, кто‑то его переймёт.

– И сам любительский театр, и возрождённое театральное пространство стали достопримечательностью такого города, как Каргополь, где и так много исторических и культурных ценностей…

– Поэтому мы поддерживаем и любительское театральное сообщество, которое повышает общий культурный уровень зрителя.

Найти общий язык

– Наталья Викторовна, областной союз театральных деятелей России вы возглавили 13 лет назад. Тогда в интервью нашей коллеге Светлане Синицыной вы говорили, что главной своей задачей видите объединение актёров. Насколько это вам удалось?

– Да, тогда каждый театр жил какой‑то своей жизнью. У нас не было ничего объединяющего. И своей первой задачей я видела объединение актёров, чтобы мы могли лучше узнать и понять друг друга. В принципе, на это и были положены все мои усилия в первые годы работы на этом месте. Мы устраивали вечера, капустники, встречи. И постепенно люди начали дружить, ходить друг к другу в театр. Но в то время мы были не так заняты, имели больше свободного времени. Сейчас актёры чаще всего заняты в спектаклях со вторника по воскресенье, остаётся только понедельник, на который тоже планируется много разных дел. Поэтому таких встреч стало меньше, но актёры всё же находят время посмотреть работы коллег, пообщаться. А я совершенно искренне говорю, что люблю всех актёров — театра драмы, кукольного театра, Молодёжного театра. И несмотря на то что котлашане далековато от нас, мы всегда на связи, они приезжают на гастроли и фестивали, северодвинцы, наши соседи, всегда с нами. Думаю, что актёры это чувствуют, мы тянемся друг к другу, поэтому находим общий язык, понимаем, что нас объединяет наше общее дело, которому мы служим. А это театр. Мы все пришли сюда по любви.

– Вернёмся к предстоящему 150‑летию Союза театральных деятелей России. Вы уже знаете, как он будет отмечаться?

– Понимаем, что он будет отмечаться масштабно. Наш руководитель Владимир Львович Машков — человек амбициозный, болеющий за театр, он хочет эту дату использовать для развития театрального дела в России. А также для того, чтобы напомнить — никакого развития не бывает, если не чувствуешь своих корней. Мы в области тоже готовимся к этой дате, рассчитываем, что нам вернут творческую субсидию, без которой сделать что‑то значительное весьма проблематично, а то и невозможно. А всё, что мы делаем, делаем для театра и для зрителя — он во все времена остаётся главным.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО