Сегодня — 105 лет со дня рождения Федора Александровича Абрамова

Как Фёдор Абрамов в скромной и спокойной Таисии Панфиловой увидел сильную характером Анфису Минину – одну из знаковых героинь тетралогии «Братья и сёстры»

«Выходи, выходи, Анфисьюшка! Покажись…»

Анфису Петровну, действительно, надо было разглядеть. Вот и уполномоченному от райкома партии Ивану Лукашину это не сразу удаётся. Односельчане во время собрания предлагают её в председатели колхоза, он сомневается, но успокаивает себя — значит, знают её, зря бы не стали предлагать. Но вот раздался выкрик: «Выходи, выходи, Анфисьюшка! Покажись…»

И далее мы видим Анфису Петровну глазами Лукашина: «Но когда он увидел сбоку от себя Анфису — её буквально силой вытолкали на сцену, — сердце его опять упало. Ну, кажется, наломали дров!.. На неё было жалко взглянуть. Она была не то что растеряна, а как‑то вся перепугана, пришиблена; бледное лицо в красных пятнах…»

Но вскоре Анфиса Петровна показала и свой характер, и умение отвечать за дело, а также за людей, которые ей поверили. Она впряглась в свою председательскую должность, словно тяговая лошадь, и тянула её сверх всяких сил.

Кто знает, появился бы роман о подвиге, который совершили в Великую Отечественную сельские женщины в тылу, если бы Фёдор Александрович после тяжёлого ранения на Ленинградском фронте не отправился в отпуск в родные края. Пробыл он на Пинежье три месяца, работал учителем литературы в Карпогорской школе, бывал дома, в родной Верколе.

Шёл самый тяжёлый военный 1942 год, когда казалось — перелома в войне ещё не видать, а люди жили лишь надеждой. И время требовало надёжных людей. Фёдор Абрамов сам видел, как избирали председателем Веркольского сельсовета Таисию Петровну Панфилову, которая приехала в Верколу в 1942 году работать зоотехником. Сама она из Суры, вскоре туда вернётся и там станет уже председателем колхоза. В бытность её председательства в Суре появилось электричество, была установлена телефонная связь, построен аэропорт, молодёжь стала оставаться в селе, а колхоз помогал молодым семьям обзавестись своим домом.

Фёдору Александровичу в тетралогии «Братья и сёстры» нужен был стержневой женский образ, и он вспомнил Таисию Петровну Панфилову, которая и стала прообразом Анфисы Петровны Мининой, председателя колхоза «Новый путь» в селе Пекашино.

Откуда можем это знать? Редкий случай — о прототипе своей героини он сам рассказал на встрече с жителями Суры, а его слова затем привела газета «Пинежская правда» в 1990 году, в номере за 27 февраля (статья А. Булыгина «Узнаваемый персонаж»).

Он долгое время переписывался с Таисией Петровной, присылал свои новые книги с авторскими пожеланиями. И письма, и книги уже после ухода из жизни Таисии Петровны Панфиловой собрала её дочь, Ольга Михайловна Репищная, и отдала в Веркольский музей Фёдора Абрамова. И там одно время делали небольшую экспозицию, посвящённую героям абрамовских произведений, в том числе Таисии Петровне Панфиловой.

Её фотография с детьми сделана как раз в 1942 году — такой она была, когда с ней познакомился Фёдор Александрович. В ту пору Таисии исполнилось 25 лет, а на начало романа её «литературной сестре», Анфисе, было 35. Но Фёдор Александрович сам определил судьбу своей героини — у Таисии Петровны она совсем иная. Для него главное было найти образ, на который можно «нанизывать» все жизненные радости и печали, которые переживали самоотверженные труженицы тыла.

И ещё одна фотография из фондов Веркольского музея, которая тоже сделана в 1942 году, — на ней те самые абрамовские самозабвенные труженицы. Мы сейчас имеем возможность всмотреться в их лица — впереди у них трудный путь к Победе, но они его пройдут достойно.

Панфиловский характер

И я прошу Ольгу Михайловну Репищную рассказать о её маме — откуда у неё такой характер и сила духа?

Оказалось, что история семьи Панфиловых сама по себе достойна отдельного повествования. Начать можно с Анны Акакиевны Панфиловой, бабушки Таисии Петровны, которая рано стала вдовой, уехала из Суры в Санкт-Петербург с двумя детьми, работала гувернанткой, своим детям дала образование. А потом вернулась в Суру вместе с сыном Петром, а на заработанные деньги в 1895 году построила двухэтажный дом. В нём и жила с мужем и детьми Таисия Петровна. Этот дом и сейчас является достопримечательностью Суры.

Отец Таисии, Пётр Панфилов, до революции держал почтовую станцию в Суре, а в Гражданскую войну был арестован белыми, сидел в тюрьме, приговорён к расстрелу, но его накануне освободила Красная армия.

Возможно, поэтому Таисия стала комсомольским активистом, рано вступила в партию — в 1940 году. А в 1942 году уже стала председателем сельсовета, взвалив на себя большую ответственность.

— Мама вспоминала, что её сама тяжёлая обязанность была доставлять похоронки, — рассказывает Ольга Михайловна, — а они приходили постоянно, и каждый раз это горе она разделяла с теми, кому их вручала.

Ольга Михайловна рассказывает, что мама была очень спокойной и сдержанной, дом держала в чистоте, к чему приучала детей. Печь в доме всегда побеленная, с цветастыми занавесками. В доме был угольный самовар, за большой обеденным столом собиралась вся семья, а по праздникам гости и родственники.

— Одежду она носила в основном в тёмных тонах, — продолжает Ольга Михайловна, — так же одевалась и Анфиса Петровна. Фёдор Александрович для своей литературной героини взял у мамы не только характер, но и внешность, а также манеру одеваться, держаться на людях.

Но пришло время, и Таисия Петровна показала характер самому Фёдору Абрамову.

— Мама долго переписывалась с Фёдором Александровичем, — рассказывает Ольга Михайловна, — а потом их общение прекратилось. Случилось это после того, как Фёдор Абрамов написал открытое письмо землякам «Чем живём-кормимся?». И дело не в том, что он писал неправду, а в том, что, как считала мама, он их ославил на всю страну и на весь мир. И, по её представлению, это было несправедливо в отношении земляков.

Да, это письмо, которое в 1979 году опубликовала «Пинежская правда», вызвало много споров. Конечно, Фёдор Абрамов, обращаясь к землякам, имел в виду ситуацию в сельском хозяйстве не только в родном районе или селе, она была общей для всей страны. Но кто‑то из земляков воспринял её как упрёк в собственной нерадивости и недобросовестности. Такой позиции придерживалась и Таисия Петровна, и она не поддержала писателя.

— Поэтому в школьные годы у меня к Абрамову было настороженное отношение, — продолжает Ольга Михайловна, — книг его я не читала, хотя у нас они и были дома.

Непростой путь к Абрамову

И Ольга Михайловна к творчеству Фёдора Александровича пришла не сразу. Так получилось, что прежде, чем прочесть его произведения, она встретилась с ним самим.

— Когда я училась в пединституте, — рассказывает она, — к нам на курс пришёл Фёдор Александрович, а я была ведущей этой встречи. Перед её началом меня за руку схватила наш преподаватель Людмила Сергеевна Скепнер, подвела к Фёдору Александровичу и представила: «Это дочка Таисии Петровны». Я была тогда светленькая, как и мама. Он посмотрел и сказал: «Похожа, похожа на Таисию, — а потом добавил, — ваша мать была славная женщина. Желаю вам быть похожей на неё во всём и стать хорошим педагогом».

По воспоминаниям Ольги Михайловны, оказалось, что в ту пору не только она не читала произведений Фёдора Абрамова, но и никто на курсе их тоже не читал. Поэтому ему вопросы задавали лишь преподаватели.

— После этой встречи мне очень захотелось прочитать его «Братья и сёстры», — рассказывает Ольга Михайловна, — но выяснилось, что не только этого романа, но и никаких других его произведений в наших книжных магазинах не было.

И парадокс — первую книгу Фёдора Абрамова ей подарили, когда она преподавала в школе в Венгрии, а её туда отправили по линии комсомола. Надо сказать, что Ольга Михайловна тоже пошла в маму — была комсомольской активисткой, работала в райкоме комсомола, в мэрии Архангельска создавала с коллегами первые отделы соцзащиты, занималась проблемами сохранения культурных ценностей в области. Но главное — она настоящий педагог. В таком качестве в 1985 году и отправилась в Венгрию.

— Я очень удивилась, когда узнала, что там читают произведения Фёдора Абрамова, они у них издавались на русском языке, книги можно было свободно купить в магазине, — вспоминает Ольга Михайловна. — И мои венгерские коллеги очень обрадовались, когда узнали, что я родом из тех же мест, где родился и вырос Фёдор Александрович. И они решили устроить встречу со мной. Я понимала, что говорить о его произведениях не могу, я их не читала, а они их хорошо знают. Что им скажу? И я нашла выход: решила рассказать о родной деревне Фёдора Александровича, а также о его земляках. Надела платочек и стала говорить так, как принято у нас. И это моё выступление венгерские коллеги приняли с восторгом, а я как бы оправдалась перед Фёдором Александровичем. Мне тут же подарили его роман, я его прочитала. Это стало началом пути к познанию творчества писателя, которое со временем стало для меня очень близким.

Такой долгожданный день

С Ольгой Репищной мы общались в день генеральной репетиции спектакля «Придёт наш день», поставленного по романам Фёдора Абрамова «Братья и сёстры» и «Две зимы и три лета» народным фольклорным коллективом Пинежского землячества «Рябиновые зори».

С Ольгой Михайловной мы и познакомились благодаря этому коллективу — я два раза ездила с хором на гастроли на Пинежье. Первый раз — в позапрошлом году в Верколу, где хор показал сенокосный обряд во время фестиваля «А в Пекашине ставят стога». А в прошлом году хор с программой «Край наш Пинежский, край наш таёжный» побывал в сёлах, расположенных на левом берегу Пинеги.

По возможности бывала на выступлениях хора в Архангельске. И вот новый виток их творчества — спектакль. Ольга Михайловна в нём играет роль Марфы Репишной.

Спрашиваю — кто играет Анфису Петровну? А в той постановке её роль ключевая. Ольга Михайловна рассказывает, что не сразу нашли исполнительницу этой роли, а потом случайно увидели выступление Ирины Кузнецовой на открытом районном онлайн-конкурсе исполнительного мастерства «Пинежская Махонька». Ирина стала ходить на выступления хора, а потом и на репетиции. А при подготовке роли Анфисы Мининой главным её консультантом стала Ольга Михайловна. И тем, как Ирина Кузнецова справилась с ролью председателя колхоза «Новый путь», Ольга Михайловна осталась довольна.

— Она меня просила рассказать про маму — как она говорила, как держалась, как одевалась, была важна каждая деталь — из них и складывается правдивый образ, — говорит Ольга Михай­ловна.

Сценарий спектакля написала Татьяна Бечина, у которой давние связи с хором, она также готовила сценарий для программы «Край наш Пинежский, край наш таёжный». Роль автора, то есть самого Фёдора Абрамова, сыграл Илья Залывский, он же выступил и постановщиком спектакля. Художественный руководитель хора — Елена Гольчикова.

Андрей Петров, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой культуры САФУ, отметил: «Спектакль знаково и очень точно назван „Придёт наш день“, именно эта фраза не раз звучит со сцены во время представления, герои которого несмотря ни на что верят и надеются, что этот день, а именно День Победы, обязательно придёт, и он, конечно же, приходит».

И это повод вспомнить всех, кто приближал этот день, когда фронт, как сказал ещё один важный абрамовский персонаж Иван Лукашин, проходил через каждое сердце.

Поэтому исполнители всех ролей в этом спектакле играли сердцем — это часть жизни и их родных, которые, в сущности, все — прообразы героев абрамовских произведений. Просто Таисию Петровну Панфилову сам Фёдор Абрамов выделил особо и увековечил в образе Анфисы Петровны. И можно сказать, что две Петровны шли по жизни рядом, поддерживая друг друга.

У обеих в жизни были трудные времена. По воспоминаниям Ольги Михайловны, после рождения сына Виктора в 1955‑м её маме пришлось отказаться от председательства колхозом, и райком партии в наказание запретил всем учреждениям Суры брать её на работу. И она пошла стирать мешки в сельпо.

Анфису Минину на бюро райкома тоже снимают с председателей. «Всю войну правила. А чего выправила? Стали снимать — ни у людей, ни у райкома слова доброго для меня не нашлось», — печалится она.

Арест любимого мужа, Ивана Лукашина, который погибает в заключении, совсем подкосил Анфису Петровну. А ещё то, что она не смогла добиться справедливости. Поэтому народ о ней всякое судачит. Но за Анфису Петровну встала «абрамовская святая» Лиза Пряслина:

— Кого хошь задевайте, об кого хошь зубы точите, а чтобы в моём доме слова худого об Анфисе Петровне не было!

— Да что она, святая? — фыркнула Маня.

— Святая! — ещё непримиримее отрубила Лиза. — Да ещё святая‑то какая!

И эту святость Фёдор Абрамов разглядел в обычных сельских крестьянках, которые вели свою небывалую битву. И выиграли — и пришёл их день, который станет их опорой во всех жизненных испытаниях — их День Победы — один на всех…

Фото автора, из архива Веркольского музея Фёдора Абрамова и со страницы хора «Рябиновые зори» в соцсети «ВКонтакте»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО