Фамилия писателей Стругацких в названии спектакля сразу настраивает зрителей на жанр фантастики. Заглавие повести «Малыш» у них, правда, без точек после каждой буквы. С «точками», вероятно, режиссёр хочет обозначить некую программу, заложенную в человеческого детёныша инопланетной расой. «Перепрограммировать» которого у настоящих людей не получится. Итак, перед зрителями — повесть о космическом Маугли.
…Учёные находят на холодной и на первый взгляд безжизненной планете превосходящего по возможностям землянина ребёнка. Он не похож на человека, тем не менее вступает в контакт с исследователями. С его помощью пришельцы надеются установить контакт с обитателями планеты, которые обозначают себя некими лучами.
В спектакле, конечно, применяются мультимедийные технологии и игра светом, но они не заменяют собой содержание. Сцена собой представляет статичные декорации, в которой ожидаемо угадывается безжизненная пустыня с горами.
Где же куклы? Второстепенные герои спектакля — плоские и условно-схематические фигуры, у них нет лиц. Главный герой — Малыш в исполнении Полины Банниковой, это ростовая кукла-костюм. Рассказчику, он же — учёный Геннадий Комов в исполнении Дмитрия Сурнова, особого костюма вообще не потребовалось, достаточно белого «научного» халата.
Содержание спектакля — это психологическая драма, «дуэль» Малыша и пришельцев-землян. Повесть Стругацких философская, каждый в ней найдёт свою идею — одиночества, сложности понимания одного человека другим, столкновение с другой, чуждой цивилизацией и оттого вызывающей отторжение. «Когда вы уйдёте? — спрашивает Малыш. — Люди есть, или они могут прийти — это плохо. Они уйдут навсегда — это хорошо». «Мы узнаем о тебе всё и уйдём», — отвечают ему.
Один из плюсов спектакля — выбор режиссёром актрисы на главную роль. Долго думала, что такого особенного? И потом поняла — голос Полины Банниковой. «Колокольчик» — так называла Малыша его мама, вспоминает космический Маугли. Действительно — колокольчик. Этот чудесный голос напоминает Маленького принца с астероида В-612, попавшего на планету людей из сказки Сент-Экзюпери. Правда, там совсем другая история.
История в повести Стругацких сама по себе невесёлая, спектакль тоже вызывает чувство тревожности. Режиссёр как бы задаёт зрителям всё новые и новые загадки, на которые не даёт ответа. Словом, это совсем не такой спектакль, к которым привыкли зрители в Архангельском театре кукол. Постановка не для детей, в афише заявлен возрастной ценз 12+, но режиссёр, по её словам, хотела бы, чтобы в театр пришли подростки и постарше.
Конечно, не все будут читать перед посещением театра повесть Стругацких. Тогда может возникнуть вопрос: почему человеческий детёныш не похож на человека? Он и в повести такой, да ещё и с жутким шрамом. Инопланетная раса переделала его физическое тело, только сознание у него осталось как у человека.
На вопрос, почему в спектакле звучит в том числе музыка Бетховена, режиссёр Алёна Волкова ответила, что, мол, у Бетховена были проблемы со слухом, а у людей, страдающих глухотой, тоже есть проблемы контакта или неконтакта с обычными людьми. Но не только это, конечно. Видимо, звукоряд продиктован ритмом спектакля.
Какой смысл закладывала режиссёр в свою постановку, Алёна Волкова не стала отвечать. Вероятно, предполагается, что зритель сам должен задуматься. После спектакля, действительно, остаётся ощущение недосказанности. Ещё деликатный вопрос — стоимость билетов на премьеру театра кукол необычно «кусается».