Завершился национальный проект «Культура», благодаря которому в нашей области, как и во всей стране, появились модельные библиотеки.
Имодельные библиотеки стали неким маркером времени — их появление повлияло не только на культурную, но и на все другие стороны жизни общества. Они востребованы людьми, их поддерживает власть. За шесть лет реализации проекта в Архангельской области появились 23 модельных библиотеки.
Не единожды Архангельская область отмечалась на федеральном уровне за подготовку и реализацию проектов модельных библиотек. На прошедшем в Москве Всероссийском форуме «Культурная перезагрузка: итоги и перспективы модернизации библиотечной сети» наш регион был отмечен грамотой министра культуры России за сохранение и популяризацию локальной идентичности в модельных библиотеках.
Теперь преобразования библиотек в модельные продолжится в рамках национального проекта «Семья».
Сегодня мы говорим о том, почему модельные библиотеки так пришлись ко времени, что позволило Архангельской области оперативно включиться в процесс их подготовки и успешно вести эту работу на протяжении всего периода действия нацпроекта «Культура».
В разговоре участвуют Наталья Бакшеева, заместитель министра культуры Архангельской области, Ольга Стёпина, директор областной научной библиотеки имени Добролюбова, Светлана Третьякова, директор областной детской библиотеки имени Гайдара, Вера Гончарова, заведующая научно-методическим отделом библиотеки имени Добролюбова, и Елена Яковлева, заведующая методическим отделом библиотеки имени Гайдара.
На одном дыхании
— Мы прошли путь длиной в шесть лет, — начала разговор Наталья Бакшеева, — и можно сказать, что мы его прошли на одном дыхании. За это время накоплен богатейший опыт, и сейчас всё библиотечное сообщество Архангельской области считает, что у нас работают мегаэксперты в этой сфере. Этот факт подтверждает и то, что наша область — одна из лидеров по подготовленным заявкам, мы отправили 72 заявки за шестилетний период, из них треть поддержана. Если учесть, что в стране порядка сорока тысяч общедоступных библиотек, то можно представить, какова конкуренция. И каждая одобренная заявка — это настоящая победа.
Здесь возникает вопрос: как пришло понимание — какие библиотеки будут востребованы обществом? И почему их назвали модельными?
— Вернёмся в 2018 год, — продолжила разговор Ольга Стёпина. — Тогда мы обсуждали свой проект по разработке моделей библиотек и сначала дали ему название «Какие библиотеки нужны обществу?». Но потом родился другой вариант, утвердительный — «Такие библиотеки нужны обществу!».
— То есть профессионалы библиотечного дела сами предложили обществу, а заодно и власти примеры того, какой должна быть современная библиотека?
— В Архангельской области 457 общедоступных библиотек. Мы понимали, что одновременно все их изменить невозможно. Это можно делать постепенно, предложив примеры для подражания, другими словами, модели, образцы. Они, словно маяки, показывали бы всем остальным, какой может быть библиотека и в каком направлении стоит двигаться. Главное — видеть и понимать направление изменений.
— Модельные библиотеки, действительно, стали отличительной чертой времени. В Архангельской области их создание шло весьма успешно, что признано и на федеральном уровне. Что позволило добиться такого результата?
— Итоги национального проекта «Культура» в части создания модельных библиотек дали результат, действительно, впечатляющий, вдохновляющий. Он поражает и читателей, и представителей органов власти, и самих библиотекарей. Почему это получилось? Сила библиотек в том, что они объединены в сеть. Вспоминаю начало двухтысячных, когда был принят закон о местном самоуправлении. И тогда же началась децентрализация библиотечной сети. Каждый глава муниципалитета решал, что ему делать с библиотекой и какой ей быть.
К счастью, Архангельскую область процесс децентрализации затронул незначительно, то есть наша библиотечная система устояла. Поэтому нам легче было выстраивать отношения по горизонтали — мы, областная научная библиотека имени Добролюбова, областная детская библиотека имени Гайдара, находимся не над этой сетью, а сами являемся частью сети. И в рамочных договорах было закреплено, что мы работаем вместе и вместе несём ответственность за наше общее дело.
Со временем у нас накопился успешный опыт сетевого взаимодействия, которым мы делимся с коллегами, в том числе из других регионов.
Из «облака» — на бумагу
Оказывается, путь к модельной библиотеке весьма непростой. И начинается он с подготовки заявок. И от того, насколько правильно они будут оформлены, зависит, получит ли библиотека возможность преобразования. Как подчеркнула Наталья Бакшеева, большинство заявок от Архангельской области набирают высшую или близкие к ней оценки.
Оказалось, что заявки подаются в бумажном виде — и это целая стопа документов. Эту «кухню» хорошо знает Вера Гончарова, которая непосредственно участвует в их подготовке.
— Вначале все документы мы делаем в электронном виде, — рассказывает Вера Александровна. — В двадцатом году, когда ушли в онлайн, мы очень быстро освоили все инструменты этого взаимодействия. В данном случае это облачные сервисы, где одновременно с одним документом могут работать и проектные библиотечные команды, и члены проектного офиса. Здесь же мы работаем с заявками — смотрим дизайн-проекты и концепции, обсуждаем их, вносим правки.
После проверки документов в электронном виде библиотеки их распечатывают, заявки сшиваются, листы нумеруются. И уже в таком виде отправляются в Министерство культуры Российской Федерации.
— Проектный офис участвует и в реализации победивших проектов?
— Методическим сопровождением реализации проектов занимается Российская государственная библиотека. Через систему «Битрикс» выставляются задачи, идёт еженедельная отчётность, отслеживается соблюдение сроков работ, прописанных в дорожной карте. Она максимально детализирована: каждая закупка, каждый аукцион, каждая работа имеют конкретную дату исполнения.
Наш проектный офис проверяет, чтобы все данные о работах были вовремя внесены в отчёт, чтобы каждая работа была закрыта договором. Нам тоже важна поддержка специалистов РГБ, которые закреплены за регионами. В случае необходимости к ним можно обратиться в любое время. И эта взаимосвязь помогает успешно реализовывать любые проекты, даже в весьма отдалённых местах.
«Видеть сквозь стены»
Стоит вспомнить недавнюю награду, которую получила Архангельская область, а речь идёт о сохранении «локальной идентичности в модельных библиотеках». Другими словами — индивидуальности.
— Каждая библиотека у нас уникальна, — говорит Светлана Третьякова. — Это особенность модельных библиотек нашей области. Могу это сказать, побывав во многих библиотеках по всей России. Важно не просто поставить хорошую мебель и современное оборудование, но и найти то, что отличает родной город, посёлок или село от других. И эти исторические, этнографические особенности отражаются в облике наших модельных библиотек.
— Это наша сильная сторона, — продолжила Наталья Бакшеева. — Все библиотеки у нас, действительно, уникальные. И каждая из них стремится эту уникальность продемонстрировать местному сообществу. Я была на открытии почти всех модельных библиотек в области и видела отклик сообщества — у гостей, пришедших на открытие, были восторженные глаза. Прежде всего радовались давние читатели библиотеки — она к ним вернулась в обновлённом виде. Людям также важно и внимание власти к ним, а они это видят на примере возрождённой библиотеки. И библиотека становится драйвером социального развития. К библиотекам меняется отношение и у молодёжи. Библиотекари говорят, что фраза «Вечером встречаемся в библиотеке» звучит уже не в виде шутки, как раньше. Это реальность, что, конечно, очень ценно.
Ольга Геннадьевна обратила внимание на роль личности библиотекаря в успехе общего дела.
— Сегодня в нашей среде очень много библиотекарей с активной позицией, людей с широким кругозором, которые не замкнуты в стенах библиотеки, а видят, чувствуют жизнь вокруг, — подчеркнула она. — К тому же принимать такое количество посетителей с разными потребностями, и в том числе молодёжь, непросто. Надо уметь с каждым из них выстроить диалог, уметь встретить всегда доброжелательно. Чтобы люди знали — их ждут в библиотеке. И помогут найти нужную информацию или решить какую‑то проблему. Сегодня библиотекари — универсальные специалисты. И прежде всего благодаря им библиотеки становятся таким местом притяжения.
Перед информацией все равны
А как быть жителям маленьких деревень, где в библиотеке работает один специалист? Или же здание библиотеки столь обвешало, что требует капитального ремонта? Особенно это касается отдалённых территорий.
— Да, это наша региональная особенность, — говорит Наталья Валентиновна, — но мы должны гарантировать доступ к информации всем, независимо от места проживания. В любом случае нам нужно двигаться дальше и думать о разных формах библиотечного обслуживания. Например, о внедрении мобильного обслуживания, чтобы можно было приобрести транспортные средства, которые бы гарантировали доступность библиотечных услуг в удалённых территориях.
Как рассказала Вера Гончарова, в регионе проведено серьёзное исследование, чтобы понять, какие библиотеки могут претендовать на то, чтобы стать модельными, каким требуется капитальный ремонт, а у каких есть перспектива замены на мобильное библиотечное обслуживание.
— В 2022 году мы проводили мониторинг технического состояния зданий и помещений, — продолжает Вера Александровна. — Их состояние оценивали по 15 параметрам, в частности, учитывали год последнего капитального ремонта, год постройки здания, какое отопление в библиотеке. Если она располагается в здании на втором этаже, возникает вопрос доступности не только людям с ограниченными возможностями, но и пенсионерам, мамам с колясками.
Результаты этих исследований показали, что примерно трети всех библиотек нужны минимальные вложения для ремонта, и они вполне могут стать модельными. В основном это городские библиотеки.
Приблизительно трети библиотек требуется перевод в другое здание либо серьёзный ремонт. И ещё треть расположена в зданиях, которые уже невозможно отремонтировать. И тут надо смотреть по количеству жителей населённых пунктов, где они находятся, — искать другое помещение, создавать систему мобильного обслуживания или строить быстровозводимые модульные здания по примеру ФАПов.
Когда книги уходят «на пенсию»
При всей современной многофункциональности библиотек главными там остаются книги. В том числе и в модельных. Но что делать с книгами, которые устарели, обветшали или редко пользуются спросом у читателей?
— Мы знаем, что постоянные читатели библиотек не всегда однозначно принимают преобразования, — поясняет Ольга Геннадьевна. — Кому‑то ближе привычная модель, а ещё они переживают за старые библиотечные фонды — что с ними будет?
Нашими специалистами проводится большая работа с книжными фондами с точки зрения их актуализации. Списывается только та литература, которая длительное время не пользуется спросом. Или же ветхие книги, которые надо заменить. Но у библиотек есть возможность в случае запроса читателя получить отсутствующую книгу по межбиблиотечному абонементу. А в библиотеках, особенно публичных, должно быть больше новых книг.
Важно понимать, что эти библиотеки не выполняют функцию хранения, как, например, библиотека имени Добролюбова, которая формирует депозитарный фонд обязательного экземпляра, коллекцию книжных памятников, редких изданий. Уникальный краеведческий фонд мы обязаны хранить вечно.
Детская библиотека имени Гайдара тоже выполняет функцию хранения. А перед публичными библиотеками, как я сказала, такая задача не ставится. Новая модель библиотеки предполагает разные виды деятельности. Для этого и пространство надо организовывать по‑новому, в том числе освобождая его от малоиспользуемой и устаревшей литературы.
К тому же есть жёсткие требования к участникам национального проекта — модельные библиотеки в течение трёх лет должны на пять процентов обновлять свой фонд. Большая разница в том, чтобы обновить фонд в сорок тысяч книг, или, к примеру, освободив его от балласта в двадцать тысяч?
— И всё же есть ли возможность сохранить малоиспользуемые книги, вдруг кому‑то понадобятся?
— В Архангельской области принят стратегический план развития библиотек до 2030 года. И одна из важнейших задач, которая в нём обозначена, — создание областного депозитария малоиспользуемой литературы. Эту функцию передадут Добролюбовке. Мы вместе с муниципальными библиотеками сформируем фонд, в котором будет два-три экземпляра таких книг. И если кому‑то они понадобятся, их можно будет получить по межбиблиотечному абонементу.
С семейным уклоном
По словам Светланы Третьяковой, сейчас в областной детской библиотеке имени Гайдара акцент делается на семейное чтение.
— Традиция семейного чтения всячески поддерживается в библиотеке, — сказала Светлана Юрьевна, — В прошлом году на фестивале «Белый июнь» мы чествовали самые читающие семьи.
Действительно, приятно, когда в библиотеку идут семьями и видна заинтересованность в чтении у родителей. Светлана Юрьевна также рассказала о современных форматах детских книг, которые выходят в последнее время, а заведующая методическим отделом Елена Яковлева — о тех возможностях, которые дают современные детские библиотеки и самим детям, и семьям.
И это большой и важный разговор, который требует отдельной публикации, тем более что областной детской библиотеке имени Гайдара в этом году исполняется 70 лет.
А в заключение разговора о значении и возможностях модельных библиотек Ольга Геннадьевна сказала:
— Теперь мы продолжим эту линию в рамках национального проекта «Семья». Уже получена информация, что у нас поддержано шесть заявок, четыре из которых набрали максимальные 200 баллов. Значит, в этом году в области будет создано ещё шесть модельных библиотек. А мы с коллегами из муниципалитетов выходим на подготовку новых заявок.
Фото автора и библиотеки имени Добролюбова