Руководитель студии и режиссёр Александр Дунаев взял для спектакля юмористические рассказы Зощенко, написанные сто лет назад — «Аристократка», «Стакан», «Мелкий случай из личной жизни», «Рассказ о том, как жена не разрешила мужу умереть», «Няня», «Свадебное происшествие», «Жених», «Нервные люди».
В спектакле все курьёзные случаи происходят с многочисленными обитателями одной большой коммунальной квартиры и их гостями. Кто‑нибудь помнит, что такое коммуналки с общей кухней и единственным санузлом? Как рассказал режиссёр, он‑то отлично помнит, что такое архангельская коммуналка в деревянном доме и какие шекспировские страсти пылали в местах общего пользования.
В спектакле, по задумке режиссёра, русская коммунальная вселенная слагается из тем рассказов Зощенко. А тут ещё «после гражданской войны нервы у народа завсегда расшатываются». Потому в финале и повис в воздухе вопрос инвалида Гаврилыча, который не к месту влез в общекухонный бой, и ему досталось «кастрюлькой по кумполу»: «С чего ж мы, уважаемые граждане, разодрались?..»
— Я героев сатиры Зощенко вижу каждый день, — сказал Александр Дунаев. — На улице, в автобусе, в кафе. Скандалы на ровном месте не стоят выеденного яйца. Образно говоря, из‑за кухонного ёжика для примуса.
Это только так кажется, мол, Зощенко писал про скандалистов из коммуналок 1920‑х годов, а мы — современные, продвинутые, образованные, — продолжает режиссёр. — Разве мы сейчас не нервные? И времена несколько схожи с теми, что были сто лет назад. Зощенко напрямую того не говорит, его способ подачи материала — сатира, но понятно же — одумайтесь, люди. Посмотрите друг на друга, мы живём в одной коммунальной квартире, нам друг друга не избежать. Стоит ли ругаться, драться, поливать грязью себя и всё вокруг себя?
На вопрос, а чем же, по его мнению, отличаются нервные люди тогдашние и нервные люди сегодняшние, Александр Антонович ответил так:
— Думаю, тогдашние всё же были более сердечные, что ли. Нынешняя коммерциализация — мерять всё деньгами — просто вышибает из людей души. Люди превращаются в пользователей, все их знания, чувства, отношения, интересы заключены в маленькой коробочке, которая помещается в карман.
Александр Дунаев всегда говорил, что он «идёт от автора», то есть в процессе создания спектакля старается донести ту мысль, которую заложил автор произведения, от себя не добавляет, акценты не смещает, туманом собственного «я» зрителя не обволакивает.
На репетиции, например, к нему подошла уже опытная участница студии и сказала, что не понимает роль, логичнее было бы… «Так написано у автора», — не согласился с логикой режиссёр, пообещав после разобрать этот нюанс вместе с актрисой.
Спектакль «Коммунальная вселенная» густонаселённый, в нём заняты почти все студийцы, а это взрослые люди разного возраста и разных профессий. К слову, с нынешнего сезона к ним присоединились двое новичков. В спектакле звучит популярная музыка 1920–30 годов, которую тоже подбирал режиссёр.
В финале жаркий бой на общей кухне несколько напоминает сцену драки музыкантов в фильме «Весёлые ребята», чему очень порадовались зрители премьеры, и, похоже, самодеятельные артисты испытывали не меньшее удовольствие. Прямо по Зощенко: «Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. Дрались, конечно, от чистого сердца…»
Надо сказать, что спектакль состоялся при аншлаге, за неделю до премьеры билетов уже не было в продаже. Для тех, кто на спектакль не попал, сообщаем, что следующий показ «Коммунальной вселенной» намечен на 21 февраля.
А 15 и 16 февраля на сцене Ломоносовского дворца культуры состоится театральный марафон из четырёх спектаклей театра-студии «Люди и Лица» и детской театральной студии «Дебют», которой тоже руководит Александр Дунаев. Зрители увидят спектакли «Человек из Подольска», «Медведь с предложением», «Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое», «Маленькие трагедии».