В музее изобразительных искусств открылась небольшая выставка архангельского живописца Бориса Булкина, посвящённая столетию художника
Это имя не столь известно зрителям, как имена других художников его поколения. Художественное наследие Бориса Булкина не так велико и сохранилось в основном у родственников. В начале 1990‑х в музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» поступили шесть работ Бориса Александровича, написанные им в 50–70‑х годах прошлого века.
На выставке представлено около 30 живописных работ — из семьи художника и коллекции музея. В основном это негромкие северные пейзажи — берега Белого моря, Соловки, Северная Двина, а также городские пейзажи старой Соломбалы, автопортреты в разном возрасте, сюжетный этюд «Школьница».
– Думаю, многие зрители откроют для себя очень тонкого и проникновенного художника, — сказала на открытии Зоя Кулешова, заместитель директора музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». — Человеческая и творческая судьба Бориса Булкина была нелёгкой, в своё время его родные оказались в Архангельске не по своей воле, потом Карельский фронт, незаконченная учёба в Ярославском художественном училище, необходимость иметь твёрдый заработок и заботиться о семье. Борис Александрович участвовал во многих архангельских выставках, но пик его творческой активности пришёлся в основном на 1950‑е годы…
Борис Копылов, известный художник, педагог, сказал о Борисе Булкине так:
— Я, тогда начинающий, встречался с художником и видел работы в его соломбальском доме. И только здесь и сейчас, на выставке, я увидел большинство работ Бориса Александровича впервые, до того — только некоторые, отдельные вещи. Обратил внимание, сколь качественно они выполнены. По профессиональному уровню, думаю, он стоит вровень с тогдашними признанными архангельскими мастерами.
Ирина Борисовна, одна из трёх дочерей художника, вспоминала художника уже как своего отца:
— Он был очень скромным человеком, никогда не навязывал своё мнение и умел выслушать. У папы не было врагов, он ни с кем не конфликтовал. Мне запомнились его дружеские отношения с другими архангельскими художниками — Леонидом Жигаловым, Иваном Котовым, Фёдором Фатьяновым. Что касается творчества, он ценил первые впечатления от природы, фиксировал на эскизах, мог потом что‑то изменить, но немного. Дома у нас были картины, но мы, дети, воспринимали это как должное. Он и сам относился к своим работам не очень серьёзно, иногда отдавал на продажу, но при этом всегда советовался с мамой. Я очень рада открытию этой выставки, папа для меня навсегда остался в этих картинах…
Творчество Бориса Булкина, как заметили первые зрители, стоит на прочном фундаменте русской реалистической школы живописи. Однако манера его письма очень мягкая, художнику удавалось наполнить свои произведения воздухом, который, кажется, так и настоян на сосновой хвое («Вечер в лесу», «Сосны, освещённые солнцем. Соловки») или речной свежести («В Карелии»). Он чувствовал разные состояния природы и умел это передавать зрителям в своих произведениях. Другое дело, что творчество Бориса Булкина в силу каких‑то обстоятельств не получило дальнейшего развития.
Персональная выставка Бориса Булкина предоставляет возможность зрителю познакомиться с творчеством незаслуженно подзабытого архангельского мастера. Выставка будет открыта до начала марта, предполагаются экскурсии.