В Красноборске создали уникальный каталог предметов с уфтюжской росписью

В нем представлены более ста предметов, в том числе очень редкие, из частных коллекций
Фото Красноборского музея

Вышел в свет уникальный альбом-каталог «Добрым людям на погляд» вослед нашумевшей одноименной выставке, устроенной летом этого года в Красноборском музее. В нем представлены все экспонаты выставки — более ста предметов, в том числе те, которые попали на всеобщее обозрение впервые.

Напомним, что выставка стала частью большого проекта красноборского Фонда социально-культурных и спортивных инициатив «Успех» «Росписи Красноборья. За традицией в глубинку», поддержанного грантом Губернаторского центра. Он был полностью посвящен местным народным росписям: пермогорской, ракульской и уфтюжской — и привлек внимание не только исследователей и мастеров росписи, но и множества людей, до этого не так близко знакомых с культурой Красноборья. Красноборский музей выступал партнером этого проекта.

В его рамках музей проводил для желающих мастер-классы и экспресс-курсы по красноборским росписям, в том числе выездные, в южных районах области. А в июле в Красноборске и Верхней Уфтюге прошел «Расписной марафон», собравший художников и педагогов росписи со всей Архангельской области: они работали с реальными старинными расписными предметами и имели возможность консультироваться с ведущими исследователями северных росписей из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды и Архангельской области.

Тогда же, собрав исследователей и интересующихся, музей провел межрегиональную научную конференцию «Народные росписи Красноборской земли» и организовал на своей территории небывалую по разнообразию этнографических предметов выставку старинных предметов с уфтюжской росписью «Добрым людям на погляд».

— Я считаю, это была первая в России выставка, которая так полно раскрыла два художественных центра росписи на реке Уфтюге. До сих пор никто ничего подобного не делал, даже центральные музеи России, — рассказала руководитель проекта, заведующая отделом ремесел музея Татьяна Зиновьева. — В музеях уфтюжская роспись представлена в основном прялками, туесами да набирухами для ягод: другие экспонаты встречаются крайне редко. У нас же на выставке были такие предметы, которые ни разу до этого не представлялись широкой публике, в том числе очень редкие, из частных коллекций: набилки, трепало, сундук, краски художника Ильи Алексеевича Андреева, часть печной заборки, санки, часть самопрялки, пороховницы — перечень этих предметов обширный! Поэтому выставка получилась уникальной.

В альбом-каталог, подготовленный по итогам выставки, вошли фотографии всех ее экспонатов. Причем, что особенно ценно для мастеров и педагогов росписи, каждый из этих предметов показан с нескольких ракурсов.

— Кроме того, в каталог включена вступительная статья, посвященная уфтюжской росписи и прошедшей выставке, что тоже хорошо, потому что по уфтюжской росписи давно ничего не издавалось, а здесь есть новая интересная информация, — отметила Татьяна Зиновьева.

Основная часть тиража издана за счет средств гранта Губернаторского центра и будет распространяться бесплатно, в первую очередь, по Архангельской области. Каталоги обещают подарить библиотекам и учреждениям, в которых занимаются сохранением традиционной культуры и обучением росписям.

Другая часть издана за счет средств музея и готова к продаже. С вопросами по поводу приобретения альбома можно обращаться к организаторам проекта через сообщество музея в социальной сети.

— Интерес к Русскому Северу и, в частности, к северным росписям, сейчас очень большой, и этим летом к нам приезжало очень много людей со всей страны, специально чтобы посмотреть нашу уникальную выставку. Теперь заявки на каталог поступают из самых разных регионов: многие из гостей остались под большим впечатлением и теперь хотят иметь у себя такую книгу, — рассказала Татьяна Зиновьева.

К слову, подготовлено и отдельное издание по материалам научной конференции «Народные росписи Красноборской земли» — правда, не в печатном, а в электронном виде. Оно размещено в свободном доступе. Ссылки на него можно найти на сайте и в сетевом сообществе Красноборского музея.

— И это тоже сильное издание, — подчеркнула автор проекта. — До этого информация о наших трех росписях была очень разрознена, и нам захотелось собрать в одном месте основных исследователей, экспертов, чтобы объединить имеющуюся информацию и, что важно, — сделать ее доступной всем интересующимся росписями Русского Севера.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.