Впервые для широкой аудитории — после долгого перерыва — в Архангельске показали спектакль «У войны не женское лицо», созданный командой театральной студии «Шанс» при Архангельской воспитательной колонии. Сценаристом и режиссером выступила руководитель студии, педагог-организатор школы Наталья Прыгунова, роли сыграли подростки, отбывающие наказание, и их учителя. Показ состоялся в центре «Патриот» и был бесплатным.
В зрительном зале, надо заметить, тоже сидели подростки. Иных педагоги организовали и привели целыми классами, и, можно предположить, почему: тема сложная, а, когда ее представляют ровесники, включается особый уровень восприятия. К тому же, в Архангельске студию «Шанс» уже знают: пусть редко, но все же ее артисты выезжают со своими спектаклями за пределы режимной территории. Наверняка, многие помнят, например, их необычную постановку «Они» — в прошлом году ее показывали и в «Патриоте», и в областном Молодежном центре, и даже в Молодежном театре.
Рассказ о войне у команды «Шанса», и правда, получился очень личным. Никакого шума, никаких спецэффектов, и почти никакого действия — только монологи, многие — в абсолютной тишине. В центре повествования оказались пять героинь, пять женских образов: мать, ждущая сыновей с фронта; молодая медсестра, спасающая под огнем раненых; юная девушка-снайпер, впервые берущая на прицел человека; вчерашняя школьница, не побоявшаяся в оккупации помогать подпольщикам; женщина, связавшаяся с оккупантами, чтобы ее дети не умерли с голоду…
По словам Натальи Прыгуновой, все образы собирательные, но создавались на документальном материале или имеют в основе мощные художественные образы, а потому очень узнаваемы.
— Медсестра Верочка, например, «родилась» из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»: мы собрали воедино описанные в книге рассказы реальных фронтовых медсестер, и выбрали, как нам показалось, самые яркие эпизоды, самые трагичные, самые трогательные, — рассказывает режиссер. — Образ матери, связавшейся с оккупантами ради спасения детей и понесшей от одного из фашистов ребенка, — из фильма Веры Глаголевой «Одна война». Артистка Любочка — конечно, из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». На создание других образов повляли советский фильм «Комиссар» по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» и повесть Марии Матвеевой «Я была на войне».
Создавался спектакль еще к прошлому юбилею Великой Победы, но в 2020 году его успели показать всего дважды: пришла пандемия, рассказывает Наталья Прыгунова. К 80-летию окончания Великой Отечественной войны решили возродить. Но ребят из прошлого актерского состава в школе не осталось, поэтому за материал брались сызнова и проходили весь процесс постановки с нуля, уже с новыми воспитанниками.
— Всё это — возможность еще раз поговорить с ребятами о войне, о ее трагедии, о героизме советских людей, — отмечает учитель русского языка и литературы в школе при колонии Елена Захарьина.
В прошлом спектакле «Они», кто помнит, Елена Викторовна играла одну из главных ролей — Элину Павловну. В нынешней постановке она выступает помощником режиссера — отвечает за всю «кухню» за кулисами.
— Никакого грима, минимум декораций — у нас всё по-простому, всё готовим сами! — рассказывает она. — Костюмы в основном — из накопленного за годы работы в школе. А с некоторыми выручает Драмтеатр. В этот раз, например, из его кладовых костюм немецкого офицера и шинель одной из героинь. Главное внимание — на актеров…
Восемнадцатилетний актер студии Аркадий рассказывает, что участие в студии добровольное. Это его первый спектакль на большой сцене, и он ничуть не жалеет, что решил попробовать.14:40— Самым сложным было справиться с волнением, — делится юноша. — Со своими да на репетициях не так волнительно. А тут перед выходом на сцену так начинает колотиться сердце, так захватывает дыхание… Конечно, текст в голове, но все равно мысль все время: только бы не напартачить! А забыл, так импровизируешь! Но играть интересно. Это и новый опыт, да, и новые возможности. Кто знает, может, и возможности выйти на международную сцену?
— Такой театр — отличная идея. Это дает возможность приобщить ребят к какой-то другой деятельности, которой они чаще всего раньше не занимались, ну, и дать им возможность проявить свои способности, — рассуждает Елена Викторовна. — Конечно, не все готовы выступать на публику. Но желающие выйти на сцену у нас есть всегда. А на некоторые роли так много желающих, что даже приходится проводить кастинг. Кто будет в итоге играть, решаем коллективно, причем вместе с ребятами, которые уже «утверждены». Обид, как правило, не бывает: ребята понимают, что есть много нюансов, которые от них не зависят. Ну, и мы всегда говорим: «У нас есть общее дело, поэтому всё остальное оставили вовне — и делаем наше дело вместе».
— Создавая этот спектакль, мы много плакали. Когда читали книги, плакали. Когда писали сценарий, плакали. Когда потом читали сценарий вслух с ребятами, плакали… Это очень тяжело, когда ставишь себя на место женщин того времени. И даже сейчас играть очень тяжело — слезы всегда очень близко, — отмечает Наталья Прыгунова. — При этом мы видим, что и мальчики восприняли эту историю близко: они очень впечатлились, и в итоге нас поддержали на сцене. Мы очень благодарны им за такое доверие и товарищеское отношение.
Ну, а будущее спектакля зависит, как всегда, и от зрительских симпатий…
— Когда мы выступаем в городе и видим, что людям нравится, возникает желание показать спектакль еще и еще раз. Так что, если есть площадка, мы готовы играть, — говорит Наталья Прыгунова.
За анонсами студии «Шанс» можно следить в сообществе студии в социальной сети.