А в эти дни великий естествоиспытатель, которому 12 декабря исполнилось 73 года, совершает очередное странствие.
С крестом Седова
Имя Фёдора Конюхова стало особенно известно в стране и мире после его странствия на воздушном шаре вокруг Земли. Я смотрел фильм «Повелитель ветра» и благодаря камерам, установленным в гондоле, мог воочию лицезреть этот полёт. Ощущение катарсиса. Особенно когда уже на последнем этапе путь воздушному судёнышку перегородил беспредельный грозовой фронт. Ни вверх подняться — есть «потолок» и для человека, и для конструкции; ни к земле опуститься, иначе падёт скорость и до финишной черты не хватит газа в горелках; и по тем же причинам никак не обогнуть эту глухую, пронизанную молниями стену.
Усталый голос пилигрима, измотанного перепадами давления, нехваткой кислорода, подчёркивает смертельную опасность. Камеры на земле фиксируют предельную тревогу команды. На глазах Ирины, жены Фёдора, слёзы. Неужели конец? Сердце сжимается от отчаяния. И вдруг впереди возникает просвет, а затем и узкий проход, куда втекает воздушный шар. Чудо! Не иначе Михаил Архангел рассёк эту свинцовую гидру своим праведным мечом! При повторном просмотре на большом экране различаю иконы на стенах капсулы, а тихий голос воздухоплавателя уже на земле кротко поясняет, что чудо сотворил Николай Мирликийский, покровитель мореходов и странников, в русском народе прозванный Николой Угодником и Николой Чудотворцем.
Чудо тут очевидно. Как Господня милость оно даётся истинно верующим, а ещё стойким и крепким духом натурам. Крепость духа у Фёдора Конюхова врождённая, унаследованная от пращуров-поморов, среди которых шесть святых православной веры.
Отец его, Филипп Конюхов, родился на Беломорье, был промысловиком. Дед Фёдора служил вместе со знаменитым полярным исследователем Георгием Седовым. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагически, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с наказом передать его самому крепкому и смелому из его наследников, который сможет достигнуть Северного полюса. Завещание Седова довелось исполнить Фёдору Конюхову — он побывал на макушке Земли трижды, причём один раз — с крестом Седова на груди — достиг вершины планеты в одиночку.
Золото Господней милости
Несколько лет назад Аркадий Елфимов, основатель общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», и Владимир Мазур, глава администрации города Тобольска — первой столицы Сибири, учредили новую премию. Она была предназначена для поощрения именитых современников, достигших выдающихся результатов в различных сферах литературы, искусства, наук и ремёсел. А одухотворило это начинание славное имя Фёдора Конюхова.
Редчайший случай, когда новой премии было присвоено имя здравствующего человека. Иная фигура могла вызвать противоречия. А личность Конюхова безупречна. Хотя сам Фёдор в силу своей православной убеждённости не сразу дал согласие, тем более что несколько лет назад он был рукоположён в священники.
Конюхов — соработник Господа Бога. Более того — любимое чадо Всевышнего, иначе Господь не оделил бы его такими дарами — преодолевая человеческую тщету, достигать, казалось бы, нечеловеческих результатов. Через него, теперь ещё и священника, Всевышний вновь показывает, что возможности человека, Им созданного, безграничны, если они одухотворены Его, Отеческим, именем.
Таким образом, и премия имени Фёдора Конюхова, учреждённая благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», — это непревзойдённый знак свыше. У неё нет большого материального номинала, как у иных наград, зато она обеспечена золотом Господней милости, которой поощряются пытливые, щедрые и бескорыстные сердца — истинные патриоты России.
Лауреатами минувших лет стали писатель и редактор газеты «Завтра» Александр Проханов; лётчик-космонавт, учёный, Герой России Юрий Батурин; видный российский историк Андрей Фурсов; многократный чемпион мира и олимпийский чемпион Александр Тихонов; литературовед Валентин Курбатов, писатели Юрий Поляков, Вера Галактионова, Михаил Тарковский и многие другие именитые люди современной России.
Этой чести в 2017 году удостоился и я. На дипломе моей премии выведена номинация «Память». Медаль-память с барельефом Фёдора Конюхова находится у меня подле икон. По утрам я молюсь и поминаю всех, кто в моих святцах, в том числе и брата во Христе о. Фёдора. Тем более в эти дни, когда великий естествоиспытатель, которому 12 декабря исполнилось 73 года, совершает очередное своё странствие, пересекая меридианы и годовые кольца.
«Гребя по 15 часов ежедневно»
Вот сообщения из штаба обеспечения, которым руководит сын Фёдора Конюхова Оскар: «5 декабря 2024 года в 5.30 утра Фёдор Конюхов стартовал в одиночное плавание на вёсельной лодке „Акрос“ в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду, курсом на Австралию.
Первый этап кругосветного маршрута Конюхов завершил в 2018–2019 годах, преодолев 11 тыс. километров за 153 дня. Для нового этапа используется лодка „Акрос“, которую специально модернизировали для длинного перехода через океан».
«Теперь путешественнику предстоит преодолеть 185 градусов с запада на восток, через Южную Атлантику и Южный Индийский океан. Фёдор Конюхов будет двигаться от 56 градуса южной широты (максимальная близость к Антарктиде) на север, в сторону Австралии».
«Фёдор Конюхов намеревается преодолеть 18 тыс. километров за 200 дней, гребя на лодке по 15 часов ежедневно».
«Впереди беспрецедентный в истории океанской гребли, невероятный по протяжённости маршрут — в „ревущих сороковых и неистовых пятидесятых широтах“ Южного океана. Никто в этих широтах не проходил на вёслах, а тем более сразу два океана за один сезон (Южная Атлантика и Южный Индийский океан)».
«На Новый год погода в Южной Атлантике стабилизировалась. Сейчас дует стабильный юго-западный ветер 15–20–25 узлов. Лодка „Акрос“, управляемая Фёдором Конюховым, идёт по курсу…»
Итоги перехода в 2024 году. Погодное окно выбрано верно. Пройдено более 2 600 км (по прямой). Успешно отработаны и пройдены все сложные, потенциально опасные географические точки на маршруте в Южной Атлантике: остров Эстадос, Фолклендские острова, банка Бёрвуд и острова Южная Георгия. Важно: Фёдор акклиматизировался, втянулся в режим.
В январе всё внимание команды будет приковано к психологически значимой точке — нулевому меридиану (Гринвичский меридиан), разделяющему полушария на Западное и Восточное (родное) полушарие… Было бы здорово увидеть лодку «Акрос» в Восточном полушарии в конце января 2025-го.
«Ничего кроме океана и моей лодки»
А вот СМС-сообщения от Фёдора Конюхова: «Сегодня поймал первого кальмара, первый улов за 26 дней! То времени не было, то погода не позволяла, а в ночь с 30 на 31 декабря поймал на флюоресцентную блесну (светится ночью). Так что у меня тоже праздничный стол, а то сублимированные продукты уже надоели».
«Океан каждый день ведёт себя по‑разному, но как же здесь мало солнца. Такое ощущение, что его вообще нет. Иногда на рассвете я вижу узкую полоску на горизонте, и потом на весь день накрывает плотным одеялом из облаков. Хорошо, солнечные батареи заряжают и в таких условиях. Энергии для всех приборов и бортовых систем пока хватает. Самое высокое энергопотребление — у опреснителя воды, но я его использую раз в 3–4 дня. Рассчитываю, чем дальше продвигаюсь, на север, тем больше шансов видеть солнце. Выставил маршрутную точку (way point) — 45 00 южной широты и 15 00 западной долготы».
«Месяц в пути. Такое ощущение, что в мире нет ничего кроме океана и моей лодки. Серый океан и серое небо. Хорошо, что лодка оранжевого цвета, хоть какой‑то раздражитель для глаз. В океане человек скучает по цвету, на земле мы ежеминутно видим смену красок: фасады зданий, зелень деревьев, в любом домашнем интерьере мы найдём всю цветовую гамму. В океане, если нет солнца, а здесь его нет 80 процентов времени, серый цвет преобладает. Ещё ты не видишь вертикальных линий, только горизонт.
Месяц в океане, и ты начинаешь отрываться от цивилизации. Всё, что происходит на суше, воспринимается как в другом мире. Да, есть спутниковый телефон, но это средство обмена информацией, телефон не даёт тех эмоций, когда ты лично общаешься с людьми. Это как слушать радио — ты получаешь информацию, но не эмоции.
Что остаётся? Остаётся много времени один на один с собой и со своими мыслями. Когда я в 1990–1991 годах первый раз шёл вокруг света на яхте „Караана“ по маршруту Сидней — Сидней (222 дня) — мне было 40 лет, и так тяжело давалось одиночество, эти двести дней длились как два года. Но чем старше становлюсь, тем легче переносить его. Одиночество — это возможность подвести промежуточные итоги, разложить события, структурировать всё, что происходило в последнее время, пока я не был в больших походах.
Каждый день благодарю Бога, что позволил мне прожить ещё один день в океане, прошу благословения на новый день. Здесь ничего не гарантировано. Ты не знаешь, как пройдёт день или чем закончится ночь. Солнце выходит (его не видно, но есть зарево), и ты думаешь, что же ждёт меня в этот день?
Сейчас нахожусь в районе, максимально удалённом от всех континентов, район равноудалённый между Южной Америкой, Африкой и Антарктидой. С каждым днём отрываюсь от Южной Америки и приближаюсь к Африканскому сектору.
От холодных вод Атлантики меня отделяет сантиметр обшивки композитного корпуса лодки. Лежишь в каюте и слышишь, как вода с шумом проходит вдоль борта, тысячи волн каждый день. Ты лежишь один на один со своими мыслями. Думаешь о прожитой жизни, анализируешь поступки.
Сейчас ночи тёмные, нет Луны. Когда ночью выходишь на палубу, если выключить навигационные приборы и огни, сразу оказываешься в густой темноте. Органы обоняния, слуха обострены до предела, ты вслушиваешься в дыхание океана. Запаха здесь нет… На побережье запах есть — водоросли, ракушки и вся бурная жизнь на берегу даёт нам знакомый запах моря, — а в открытом океане нет запаха.
Смотрю на пройденное расстояние и ощущаю, что мили за кормой — это прошлое, в которое невозможно вернуться. В городе ты не отмечаешь прожитый день и его невозвратность, а в океане у тебя перед глазами карта пройденного маршрута с отметками, где ты был вчера и позавчера, и невольно вспоминаешь, что было в тех координатах, какие события там происходили, какая была погода. Это позволяет ценить момент: вот здесь и сейчас ты живёшь.
Подплыли дельфины — радость, есть жизнь в океане, на небе появился молодой месяц — радость, значит, с каждой ночью будет светлее в океане, луна растёт…»
«Сейчас у меня утро 11 января, небо затянуто сплошными тучами, без просветов. Ночь прошла спокойно, хотя на закате прилетел внезапный шквал, началась толчея из волн, лодку бросало из стороны в сторону. Потом ветер выровнялся и начал работать с северо-запада, 20–25 узлов.
Надеюсь, с Божьей помощью сегодня перейду 20-й градус западной долготы, и это значит половина Южной Атлантики за кормой, перейду в Восточный сектор Атлантики.
Вспоминаю, как я в 2002 году пересекал Атлантику с востока на запад в пассатах (от Канарских островов до о. Барбадос) — это была песня. Из 46 дней только 3 дня неблагоприятной погоды, а так почти полтора месяца попутного ветра и попутной волны. Здесь, в „ревущих сороковых“ широтах, Южная Атлантика, конечно, отличается. Океан суровый и жёсткий, всё время держит в напряжении. Возможно, я здесь первый человек на вёсельной лодке.
Практически с момента старта я использую танковый шлемофон, лодку на волнах бросает так резко и внезапно, что можно разбить голову. Пробовал использовать пластиковый шлем байдарочников, но он объёмный и жёсткий. В шлемофоне уютно, не продувает голову и защищает от ударов. Я такой же шлем использовал в 2019-м на переходе от Новой Зеландии до мыса Горн.
Пару дней назад погода позволила развернуть антенну спутникового телефона. Передаю вам пару фотографий. Это первый раз, когда днём выглянуло солнце, и такая погода продержалась до заката».
Странствие Фёдора Конюхова продолжается. Дай, Господи, ему крепости духа, мужества, стойкости, чтобы достичь намеченной цели.
Фото со страницы Фёдора Конюхова в соцсети «ВКонтакте» и из архива автора