16.01.2025 12:06

Законодательство о POП не должно привести к существенному изменению стоимости товаров

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, РАО «Бумпром», Союз переработчиков пластмасс, Ассоциация «СтеклоСоюз» России, «Российский Союз химиков», Ассоциация текстильщиков России подписали меморандум

Он нацелен на организацию межотраслевой деятельности по реализации института расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (далее — POП) и повышение эффективности взаимодействия производителей с органами государственной власти, иными заинтересованными сторонами в целях эффективного совершенствования POП.

Документ объединяет позиции отраслей промышленности производителей товаров и упаковки, в отношении которых законодательством установлена обязанность по утилизации после утраты такими товарами и упаковкой их потребительских свойств. Стороны считают необходимым учитывать отраслевые особенности при государственном регулировании деятельности в области утилизации отходов от использования товаров (ОИТ), обусловленные различиями технологических процессов по производству продукции в каждой отрасли и особенностями применения в этих процессах вторичного сырья, полученного из ОИТ, а также специальными требованиями к нему.

В частности, в отрасли производства полимерной и комбинированной с полимерами упаковки в части утилизации ее отходов следует обратить особое внимание на определение субъекта POП, учитывая различия процессов производства материалов для упаковки и самой упаковки из них. В мировой практике внедрения аналогичного законодательства (EPR) объектом регулирования выступает готовая упаковка изделия, предназначенного для потребления в быту, но не материал, из которого она изготовлена. Этот подход существенно облегчает администрирование сбора экологических платежей с субъектов POП.

Также следует обратить внимание на необходимость внесения изменений в методологию расчета суммы экологического сбора с целью исключения возможности применения экосбора для целей регулирования рынка упаковки и различных  материалов для ее производства. Выбор материала упаковки обусловлен техническими требованиями к ее применению и ее функциональными и потребительскими свойствами. Требования к материалу и к свойствам самой упаковки определяются не производителем материала, а покупателем упаковки, фасующим в нее свой товар.

В отношении стеклянной тары особое внимание следует уделять чистоте процессов сбора ОИТ из стекла чтобы избежать появление опасных примесей в контактирующей с  продуктами питания таре,полученной с использованием вторичных ресурсов из стекла.

В целлюлозно-бумажной промышленности доля мощностей по производству бумаги (картона) из макулатуры превышает долю мощностей по производству аналогичной продукции из первичного сырья. Таким образом, в условиях нового законодательства о POП в целлюлозно-бумажной промышленности формируются признаки необоснованной выгоды для производителей продукции из вторичного сырья за счет получения ими дополнительных средств в статусе утилизаторов ОИТ без их участия в переработке отходов бумаги и картона, извлеченных из смеси TKO. При текущем толковании законодательства, объемы утилизации отходов бумаги и картона уже превышают объемы производства товаров из первичного сырья, не обязывая утилизаторов ОИТ утилизировать бытовые отходы.

Принимая во внимание высокий процент содержания макулатуры в составе TKO, а также хорошо сформированную замкнутую систему ее использования для производства бумажной продукции, необходимо разграничить процессы производства бумаги и картона из макулатуры, и процессы утилизации отходов. Следует дополнительно определить статус и виды макулатуры в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы POП.

Участники меморандума также считают, что сферой регулирования POП являются товары потребления в быту, и ОИТ, при ненадлежащем сборе и накоплении которых формируются смешанные отходы, в том числе, TKO (ТБО). В связи с этим в отношении упаковки законодательство о POП должно распространяться исключительно на первичную и потребительскую упаковку согласно определению в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (TP TC 005/2011).

Субъектом POП в части упаковки должен являться производитель первичной потребительской упаковки, либо непосредственно производитель потребительского товара в упаковке в тех случаях, если упаковка формируется в процессе фасовки товара.

Законодательство о POП должно быть интегрировано в существующие нормы ведения хозяйственной деятельности, и не должно привести к существенному изменению стоимости товаров. Базовая ставка экологического сбора, согласно законодательству, должна рассчитываться на основе реальных экономических затрат на утилизацию отходов по отраслям производства. При этом, применение критериев повышающего коэффициента в методике должно быть согласовано с ФАС в случае, если методика используется в качестве меры регулирования спроса посредством искусственного влияния на цену товаров и упаковки. В любом случае суммарный размер повышающего коэффициента по сумме всех критериев не должен превышать значения 2, так как в противном случае следует говорить о необходимости пересмотра базовой ставки экологического сбора в связи с экономически необоснованным увеличением экологического платежа для производителей определенных видов товаров и упаковки.

Пересмотр повышающих критериев должен производиться также по фактическому положению сбора, обработки, утилизации отходов и использования вторичного сырья в стране, а не утверждаться в прогрессии на три года вперед, так как стремительное развитие переработки и доступность (при соблюдении определенных условий) вторичного сырья, несомненно, влияет на снижение критичности оценки уже в текущем году.

Согласно тексту меморандума, спрос на ту или иную упаковку формируется рынком с учетом функциональности упаковочных материалов и на основании применения участниками рынка наилучших доступных технологий. Регулирования рынка за счет искусственного увеличения стоимости тех или иных видов товаров нет в мировой практике, так как это нарушает права отдельных субъектов рынка и принцип равных рыночных возможностей и здоровой конкуренции.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.