Хотя она открылась ещё в начале декабря прошлого года, интерес к ней со стороны посетителей не ослабевает, ведь экспозиции меняются, появляются новые ёлки и новые украшения, поэтому на выставку приходят семьями по нескольку раз.
В истории новогодней ёлки во многом отражается история страны. Были в этой истории и драматические моменты. Например, в двадцатых годах прошлого века ёлка оказались в опале — как идеологически вредная. Считалось, что она олицетворяет чуждый образ жизни, который был присущ аристократическим классам и буржуазии. Тем более что раньше ёлка называлась рождественской, что было недопустимо с идеологической точки зрения. Реабилитировали ёлку в 1935 году, когда советская власть решила, что дети рабочих и крестьян тоже имеют право на новогоднюю радость.
Ведь прежде всего её наряжали на радость детям. Пожалуй, наиболее ярко описала свой восторг от первого в жизни созерцания рождественской ёлки Евгения Фрезер в известной книге «Дом над Двиной»: «В полумраке большого пространства, сияя всеми огнями, стояла поразительная красавица-ёлка, верхушка которой достигала потолка… Всё сверкало и переливалось: прелестные феи, стоящие на цыпочках, снежная королева, едущая на санках в оленьей упряжке в свой ледяной замок, позади неё крошечный мальчик. Красная Шапочка с корзинкой отправилась навестить свою бабушку, крошечная Русалочка легко покачивается на кончике ветки, принцесса в роскошном платье и бриллиантовой короне, злая ведьма стоит рядом с избушкой, которая медленно поворачивается на курьих ножках, гномы и ангелы с крылышками, звенящие стеклянные сосульки и сверкающие хлопья снега. А поверх всего этого блеска: героев сказок, золотых яблок, орехов, конфет — сияли свечи. Каждый острый язычок пламени был окружён золотым ореолом. Цепь за цепью они обвивали ёлку, сливаясь в один сверкающий каскад потрясающего великолепия… В своей жизни я много раз бывала счастлива, но ничто и никогда не смогло превзойти то единственное мгновение чистого восторга, когда я стояла, разглядывая чудесное — мою первую рождественскую ёлку».
И это настроение «чистого восторга» стало лейтмотивом выставки. Поэтому главной здесь можно назвать ёлку, которая наряжена по описанию маленькой Жени Шольц — на ней есть и орехи, обёрнутые золотой фольгой, и снежная королева, едущая на санях, и ангелы… Как же без них? Тем более что выставка посвящена Архангельску и его 440‑летию.
Екатерина Тенетова, куратор выставки, сказала, что её организаторам очень хотелось порадовать горожан в дни, когда в Архангельске мало солнечного света, тем более, что в городе много талантливых людей, которые могут этот свет создавать.
А дальше всё зависело от фантазии мастеров, которые ёлки украшали, а то и создавали из «подручных» материалов — из подушек, из дерева и коры деревьев и даже из борщевика. Есть ёлка, несущая добрые вести, она украшена конвертами и открытками, а почту с поздравлениями всегда ждали под Новый год.
Есть здесь ёлки-конструкторы, джазовая ёлка с саксофоном, «сарафанная» ёлка, ёлки, украшенные кружевами и лоскутами. Одну из них, которая называется «Архангельская рукодельница», наряжали юные умельцы — участники театра костюма «Каприз».
Всего за время выставки свои работы покажут тридцать дизайнеров, среди них — Анна Михина, Ольга Лобанова, Ирина Чурилова, Жанна Минина, Юлия Громова, Анна Злотко, Надежда Воронцова, Елена Комиссарова, Михаил Бронский и другие.
Дмитрий Прокин, сотрудник Архангельского краеведческого музея, рассказал, что на выставке также проводятся экскурсии, на которых речь идёт о праздновании Нового года в конце XIX — начале XX века. О том, какие устраивались балы, маскарады и чем было принято угощать гостей в новогодние праздники. А также какие пожелания считались уместными. Кстати, свои пожелания можно для верности написать и повесить на одну из приглянувшихся ёлок. И, возможно, испытать чистый восторг, как в детстве…
Выставка будет работать до 1 февраля.