12.01.2025 09:00

В конце прошлого года исполнилось 90 лет со дня рождения Эдуарда Симоняна

Целая эпоха культуры Поморья связана с легендарным главным режиссёром Архангельского театра драмы имени Ломоносова

Я пишу книгу «Диктатура творчества Эдуарда Симоняна», в которой хочу отразить главные жизненные и творческие принципы Эдуарда Семёновича. Вспоминаю и тяжёлый для него 1988 год, когда развернулась настоящая кампания против него. К ней причастна часть коллектива, которую поддержали в городе. А также высшее партийное начальство, которому он мешал своими работами над произведениями Фёдора Абрамова и над спектаклем «Архангельский мужик» о фермере Сивкове. И его «ушли» из театра и из города, которые стали ему по‑настоящему родными…

Мы очень долго добивались его возвращения и были слишком счастливы, когда это случилось, чтобы как‑то его поберечь и вовремя заметить болезнь и усталость.

Он вернулся в апреле 2000 года, а через полгода, 5 октября, накануне открытия сезона, умер. В целом он отдал нашему театру около 15 лет жизни, талант, любовь и своё сердце.

Он буквально ворвался в город в 1976 году спектаклем «Не стреляйте в белых лебедей!» по роману Бориса Васильева, и город принял его. Он поставил на нашей сцене 35 спектаклей, среди которых трилогия Фёдора Абрамова — впервые на российской сцене. Она была несколько сезонов визитной карточкой театра. А ещё — «Король Джон» Шекспира, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Трёхгрошовая опера» Брехта, «Дурочка» Лопе де Вега, «Дети Арбата» по роману Анатолия Рыбакова и другие.

Вернувшись, он хотел сделать всё сразу: выпустить несколько спектаклей к новому сезону, закончить инсценировку «Братьев и сестёр» Фёдора Абрамова — единственной вещи из тетралогии «Пряслины», которая не шла на нашей сцене, работал над пьесой о молодом Ломоносове. Говорил: «Когда есть в театре такой актёр, как Серёжа Чуркин, который будто создан сыграть Ломоносова-юношу до его знаменитого ухода в Москву, грешно не иметь в репертуаре театра, носящего его имя, такого материала».

Он успел не так много, к сожалению, за несколько месяцев после возвращения в свой театр, который мечтал возродить к настоящей творческой жизни. Он поставил два спектакля: «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова и «Любовное безумие» по комедии классика французской драматургии Жан Франсуа Реньяра.

По старой привычке на своём этаже я сижу с открытыми дверями — он так нас приучил, на его кабинете всегда висела пришпиленная записка: «Дверей не закрывать!». И она действительно была открыта для нас всегда. И заходили в неё мы с радостью.

Перед началом его последнего сезона я брала у него интервью. Он плохо выглядел, говорил, что в ближайшее время собирается ставить комедии, потому что жизнь вокруг стала совсем невесёлая, а людям нужна радость…

«Передайте актёрам, чтобы играли весело», — сказал он по телефону перед самой смертью, оставив тем самым завещание, которому и будут следовать актёры, успевшие поработать с ним…

Вечер памяти Симоняна состоится 18 января в Абрамовском зале театра.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Нина САМОЙЛОВИЧ, завлит театра