Международный кинофестиваль Arctic Open уже позади, а осмысление просмотренных фильмов продолжается до сих пор. Делимся своими ощущениями от историй, которые задели за живое и заставили взглянуть на природу отношений детей и родителей, а также учителей и учеников с нового ракурса. Речь пойдёт о фильмах, представленных в этом году в детской программе.
Кит, оказавшийся на Севере…
Фильм индийского режиссёра Правина Кумара Нагендрана «Голубая мечта» (6+) длится всего десять минут, но благодаря своей искренности и простоте сюжета оставляет в душе глубокий след и трепетное отношение к детской мечте.
Главный герой — мальчишка лет восьми. Каждый день он приходит на берег океана к рыбаку, упрямо смотрит на него исподлобья и просит взять его с собой в океан… Ему всё равно, что тот бранит его. Всё равно, если родители узнают о его намерении и накажут его. Решительность мальчугана вызывает уважение даже у бывалого рыбака, и он на свой страх и риск берёт ребёнка с собой в океан. Оказавшись посреди бескрайней воды, мальчишка мечется на борту лодки, пытаясь разглядеть что‑то в глубине волн. Его мечта — встретить кита! Но мужчина рыбачит здесь уже двадцать пять лет и за эти годы ни разу не встретил здесь ни одного кита. Он даёт мальчику всего десять минут. Если за это время кит не появится, то они возвращаются на берег. Холодный взрослый разум против детской мечты. Рыбак сдерживает обещание — лодка уплывает. Казалось бы, вот и всё — конец истории. Как вдруг из воды выныривает большой синий кит.
— Так увидел ли мальчик кита? — спрашивают зрители режиссёра. Правин отвечает им вопросом на вопрос.
— А вам бы хотелось, чтобы увидел? Да? Значит, так и есть. — В беседе режиссёр признаётся, что этот мальчик — это он сам. Увидеть кита — его мечта. Сняв фильм, он смог исполнить её.
— Нужно ли поддерживать мечту в ребёнке, понимая, что она не осуществима? Зная, что здесь не водятся киты и он их не увидит? — спрашиваем мы.
— Родители в Индии направляют детей по своему усмотрению. Они говорят ребёнку: если тебя спросят, кем ты хочешь стать, отвечай — инженером или доктором. Не говори, что хочешь стать медсестрой или учителем — это низкооплачиваемая работа. Родители выбирают будущее своему ребёнку: ты будешь тем‑то, женишься на той, а не на этой. Мы должны просто направлять детей, а не ограничивать и ставить запреты. Этот фильм стал для меня дорогой к мечте. Хоть путь был труден, я всё‑таки её исполнил.
«Голубая мечта» — дебютная работа режиссёра. Правин по образованию строитель. Снимать фильмы он учился по книгам и по классическому мировому кинематографу, а также когда работал ассистентом режиссёра в Тамильском кинематографе. По его словам, идея сценария возникла у него два года назад. Текст киноистории родился за два дня, а процесс съёмки занял один день. Постпродакшн потребовал больше времени, так как бюджет картины всего 20 тысяч рублей. Большая часть денег ушла на работу со звуком, цветокоррекцию и создание того самого кита, поставившего знак вопроса в финале истории.
Правин отдавал свой фильм на многие фестивали, но именно Arctic Open откликнулся и взял работу на конкурс. Когда мама Правина узнала об этом, она, по его словам, одновременно плакала и смеялась, и от волнения не спала три ночи!
Приехать из Индии в заснеженный Архангельск для Правина стало сродни тому, чтобы увидеть редкого кита. Дорогу на пути к ещё одной мечте чуть не преградила служба контроля в аэропорту Шереметьево. Проверка затянулась. Правин растерялся и не смог сообщить в авиакомпанию о том, что произошло, и не попал на рейс. Его билет со сложным маршрутом Дели — Москва — Архангельск, а также обратный билет сгорели… Счастье, что организаторы кинофестиваля смогли купить ему новые билеты, и встреча индийского режиссёра и архангельского зрителя случилась.
Урок, определивший всю жизнь
Короткометражка «Рыжий очкарик» (6+)о мудром учителе и его ученике нашла живой отклик у зрителей. Режиссёр Ирина Глебова рассказала, что на создание фильма её вдохновила история, которую она случайно прочитала в интернете. В ней говорилось об учителе, который не выдал ученика, укравшего у своего одноклассника часы. Воришка не захотел признаться сам, тогда учитель попросил всех выйти к доске и закрыть глаза, пока он осматривает карманы. Учитель вернул украденные часы владельцу, а кто их украл, так и осталось загадкой для всего класса. Честь мальчика была спасена. Вдохновлённый поступком своего учителя, он и сам стал в будущем школьным учителем. Встретившись с ним через много лет, он напомнил своему старому учителю этот случай. Но оказалось, что учитель не выдал его, так как сам в тот момент тоже закрыл глаза. Все эти годы он не знал, кто украл те часы… Ирина переосмыслила эту историю и рассказала её по‑своему.
— Вот уже 17 лет я преподаю в Институте кино и телевидения в Москве, я декан продюсерского факультета, — рассказала режиссёр. — Моим «деткам» от 18 до 55 лет, так как я веду и дневное, и вечернее обучение. И, честно сказать, эти детки шалят порой так, что случай с кражей часов — детские проказы по сравнению с тем, что они делают. Особенно в возрасте с 18 до 23‑х. И нужно отметить, что за 17 лет я ни разу не позвонила родителям! Но эта заметка про педагога, который даже не захотел знать, кто виноват, меня очень взволновала. Ничего себе, подумала я, кто‑то может мыслить более масштабно? Действительно, нужно ли знать, кто виновный, обличать и наказывать его?
Вдохновившись примером мудрого учителя, Ирина всего за неделю написала сценарий. Ещё за неделю разослала письма в школы, в которых хотела бы снимать. История настолько тронула директоров и учителей, что уже через неделю в двух школах ей дали ответ: «Приезжайте. Мы готовы помогать с массовкой». Команде предоставили 50 человек в одной школе и 25 — в другой.
— Мы сняли фильм за два дня, — рассказывает Ирина, — с постпродакшном повозились, но всё равно ощущение, что мне эту заметку отправили сверху, чтобы я сняла фильм. Дети, сыгравшие главные роли, уже имели опыт съёмок в кино. От того, насколько быстро актёры войдут в ощущение правды жизни, зависело многое. Как вы понимаете, когда у тебя 50 детей на площадке, всех надо кормить, поить, устраивать какие‑то пробежки, чтобы они могли побегать, как на перемене. Иначе они бы взорвали нам съёмочную площадку!
Фильм отсняли на 25 минут, но фестивальные прокатчики посоветовали режиссёру сократить его до пятнадцати.
— Честно сказать, я расставалась со многими сценами с таким скрежетом в сердце! Мне казалось, что эта история была ещё глубже: несколько сцен вызывали слёзы на глазах. Но сейчас я понимаю, что 15 минут достаточно, чтобы передать всё, что хотелось сказать.
Зрители искренне благодарили режиссёра за создание этого фильма. Кому‑то он напомнил о своём учителе, оказавшем большое влияние на судьбу, кто‑то при просмотре вдруг вспомнил свои ощущения от учительского похлопывания по плечу. Оно могло быть как ободряющим, так и осуждающим. В моменты просмотра киноленты что‑то ёкало внутри уже выросших мальчиков и девочек.
— Эта история о том, что не только дети нуждаются в бережном отношении, — поделилась мыслями одна из зрительниц. — Взрослые тоже нуждаются в бережном отношении к личности, понимании чувств. Близкие или коллеги часто не церемонятся друг с другом и могут сказать что‑то нелицеприятное в глаза, не задумываясь, как их слова отзовутся. Внутри нас всё равно остаются жить дети.
— Хорошо, что учитель остался работать в школе!
— Да, я думала, оставить его или нет… Но потом всё же решила оставить. Самое главное в этой истории — как стать выше и не сломаться.
Кино как способ воспитания
После беседы со зрителями нам удалось пообщаться с Ириной и задать ей несколько вопросов.
— Ирина, вы мама троих детей. Просматриваете ли вы фильмы прежде, чем показать их детям?
— Всегда. Как креативный продюсер «Первого канала» я прекрасно понимаю, что любое произведение, которое создаёт автор — закладывание определённой идеологии на подсознание человека. Способ управления обществом. Для меня важно даже старших детей провоцировать пересматривать контент для младшего. Когда младшему был год, старшие пересматривали котёнка Гава, «Паровозик из Ромашкова», «Фунтика» раз триста… Дальше разбираем с ними фильм с точки зрения анализа. Даже если дети вдруг попадут не на тот контент, мы учим их включать критическое мышление. Отмечу, что ни у кого из моих детей нет мобильного телефона, даже у старшей дочки, которой 10 лет. Вообще, никаких гаджетов кроме часов, по которым можно созвониться.
Например, дети увидели у кого‑то из ребят мультик про мишку Валерку, в котором показано всё то, что ты хотел бы сделать, но за такие истории в тюрьму посадят. Переехать кого‑то на машине или растянуть, чтобы понять максимальную степень его растяжения. С одной стороны, законы физики, с другой — контент, который вытаскивает скелетов из шкафа. Мы с ними рассуждаем: «А ты бы хотел, чтобы тебя так переехали, растянули или забросили?» «Нет, не хотел». «Тогда давай посмотрим, как это делает Валерка. Но этот опыт останется только в визуальном воплощении». Или они смотрят популярного блогера, который показывает, как спрятать деньги, если вдруг в квартиру заберётся грабитель. Рассуждаем с ними: полезная ли это информация. Да, полезная. Или сюжет про то, как сделать из кровати родителей бассейн. Предлагаем им, а давайте сделаем бассейн из вашей кровати? Отвечают: «Нет, из нашей не хотим». Приходим к выводу, зачем вообще портить кровать, если можно просто пойти в бассейн.
— Что вы смотрите вместе с детьми?
— У нас засмотрен до дыр мультфильм «Валли». Дети понимают, что это история о настоящей любви, самопожертвовании. Мы посмотрели всю диснеевскую программу 30–40 годов прошлого века со словами: «Ты мне доказываешь, что Влад А4 ржачный! Я тебе докажу, что мультики про Пиноккио, Белоснежку, Золушку смешнее. Они говорят: «Да ладно, мам». Потом выяснятся, что это очень смешные мультфильмы. Смотрим советские мультики, потому что там особенная методика, позволяющая мозгу ребёнка усвоить информацию. Дело в том, что длина кадра должна быть не меньше трёх-четырёх секунд. Тогда нейроны мозга захватывают эту информацию и впитывают. А во всех современных мультиках длина кадра составляет около двух секунд, то есть это просто набор цветов, выхваченных рандомных действий и фраз героя, которые складываются непонятно как. Почему мы и смотрим советские мультфильмы. Нужно приучить к длине кадра — это самое сложное. Дети сейчас не умеют смотреть длинные кадры. Наши дети знают наизусть советские фильмы и сказки «Приключения Вити и Маши», «Электроник», «Волшебный ковёр». Когда они приходят ко мне на работу, они говорят студентам: «Вы что? Не можете разобрать мультик? Вот смотри, первая поворотная точка у героя такая, вторая такая, третья, шестая — кульминационная». На что студенты отвечают: «Мы же не живём с твоей мамой!» Дети обожают «Ёжика в тумане», а некоторые студенты боятся совы, тумана. Фобия какая‑то!
Считаю, и кино, и мы, родители и преподаватели, должны сделать так, чтобы ребёнок всё время жил в ощущении любви. Я люблю свою семью, детей, мужа, работу так, что за уши не оттащишь! Нужно научить человека жить в такой любви и заниматься тем, что ему нравится, любить этот мир. Никакой успех, никакие деньги не имеют значения. Даже если будешь успешным инженером, но при этом ненавидеть эту профессию и каждый день идти на работу как на голгофу, то это не принесёт ничего кроме внутреннего сжигания самого себя и ненависти к этим деньгам. Только любовь движет всем.
— Вы посмотрели фильм индийского режиссёра «Голубая мечта». Как считаете, кита нужно искать в любом случае?
— Правин сказал о финале, как хотите, так и думайте. Нет, не съедешь! Режиссёр — автор и идеолог. Нет никакой свободы выбора, ты же хочешь делать мир лучше? Значит, знаешь, как. Если считаешь, что мальчик увидел кита, тогда так зрителю и говори. Кино никогда не даёт права выбора. Если автор делает кино, он знает, какую эмоцию в эту секунду он у зрителя вырабатывает для того, чтобы привести его финальной аркой к определённому умозаключению. К сожалению, есть авторы, которые подталкивают к карнизу крыши, но это опаснейшее из преступлений. За него не посадишь и за руку не схватишь. Поэтому я всегда смотрю фильмы и мультфильмы, прежде чем показывать их своим детям, чтобы в них никто не заложил разрушающий механизм, который может лет так через 20–30 взорваться.
VIII Международный кинофестиваль стран Arctic Open реализуется на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив, губернаторского центра «Вместе мы сильнее», поддержан министерством культуры Архангельской области, партнёрами и спонсорами.
Главные герои детских фильмов одиноки…
Юрий Ерофеев, мурманский журналист и модератор бесед фестиваля, поделился своим впечатлением от детской программы фестиваля:
— Я люблю короткий метр! Он заставляет автора концентрированно рассказать историю. В детской программе все фильмы хороши! Должен сказать комплимент в адрес организаторов: очень тщательно подходят к подбору линейки фильмов и в какой последовательности их показывать. Например, сначала посмотрели короткометражный фильм «Майский жук по имени Воблер», а затем «Робби». Первый — яркий и солнечный, второй — совсем в других тонах, заставляет задуматься. Если бы показывали в другой последовательности, было бы другое восприятие.
Для себя выделил якутский фильм «Там, где танцуют стерхи». Национальный якутский колорит, музыка… Замечательный иранский фильм «7600». Понравился фильм «Голубая мечта». Сделано просто и понятно, но при этом открытый финал: увидел мальчик кита или нет…
Великолепный фильм «Мой дикий друг». Какая музыка, локация, обаятельный мальчик-актёр Елисей. Мальчик и лис переиграли взрослых актёров. Многие фильмы про детское одиночество заставляют нас, взрослых, задуматься. Если у ребёнка в руках дорогая игрушка, гаджет, это не значит, что он счастлив. Надо поговорить, уделить внимание и даже, может, чем‑то пожертвовать. Сейчас же забота происходит по телефону: ты позавтракал, учебники взял? Забота по телефону превратилась в сверхопеку, ребёнку хочется из этого выйти, в школе — свой регламент, всё давит. Ни один фильм или книга ничего не изменит, но заставит задуматься. Всё на подкорку записывается, а потом бац! Файл в голове всплывает.
Фото пресс-службы фестиваля и из архива Юрия Ерофеева