22.12.2024 15:00

Воспитание с понимание: «Ну какой ещё Дед Мороз?!»

Как подготовить ребёнка к встрече Нового года? Почему сказки важно читать вслух и для чего поддерживать у детей веру в чудеса?
Фото из архива Светланы Строкач

Разбираемся вместе со Светланой Строкач, архангельским психологом АНО поддержки инициатив в области семьи, материнства и детства «Новый взгляд».

«Старичок с бородой»

— Мы живём сегодня в очень быстром ритме и склонны многое упрощать, — говорит Светлана Строкач. — И про Новый год тоже можно услышать разное: «Ну какой ещё Дед Мороз?! Зачем врать? У меня ребёнок в эти глупости не верит…» Но сказки, волшебные истории рассказывались детям всегда, колыбельные пелись с незапамятных времён. Для ребёнка верить в чудо особенно важно. Более того, необходимо для его развития. Дети в возрасте до семи лет проживают мифологическую фазу — учатся мечтать, загадывать желания, фантазировать. Развивается творческое мышление.

Волшебный антураж, когда все вокруг готовятся к Новому году — даже самый маленький ребёнок подмечает и чувствует — возникает радостное ощущение причастности к общему делу, празднику. И Дед Мороз — это не просто «старичок с бородой», приносящий подарки, а и олицетворение праздника, приносящего радость.

И эта история точно не про обман. Мы не врём детям. Мы поддерживаем веру в легенду. И что бы там ни говорили, как бы ни относились сами взрослые к новогоднему волшебству, но с утра, после новогодней ночи, маленькие пяточки осторожно застучат по полу — малыши побегут искать подарки под ёлкой…

Более реальное и сознательное понимание мира развивается у детей годам к восьми-девяти. Но даже когда волшебство потихоньку рассеивается, остаются новогодние традиции и радость.

Со Снегурочкой в голове

У ребёнка в дошкольном возрасте не существует больших отличий между восприятием сказочных персонажей и реальных людей. Баба-яга, Леший или Снегурочка так же «реальны», как сосед дядя Вася или мамина подруга тётя Лена. И если заглянуть в суть сказки, то польза её как раз в том, что она подготавливает ребёнка к жизни.

Любой сказочный персонаж имеет типаж и придерживается определённой стратегии поведения. Допустим, если это Снежная Королева, то она и ведёт себя соответственно — холодно, надменно, коварно, ей точно не стоит доверять. И когда малыш, образно говоря, видит человека, который слегка «смахивает» на Снежную Королеву, то может предположить, как «королева» будет действовать дальше. Снижается внутренняя тревога, ведь именно неизвестность тревожит больше всего. А когда мы уже «видели и знаем» — становится легче и проще. Появляется уверенность.

Чтение сказок детям вслух возбуждает у малышей фантазирование. Снегурочка в сказке одна, но каждый представляет свою — в зависимости от того, какой образ формируется в голове. Если детям редко читают сказки: «Некогда! Лучше давай я тебе включу мультик…» — малыш воспринимает готовый образ, по сути, придуманный другими. И если это происходит постоянно, фантазия постепенно снижается — воображение не проявляется ярко. И вера в чудо, действительно, может пропасть очень рано — годам к пяти. Отсутствие желания фантазировать в раннем детстве бьёт по самооценке в подростковом возрасте. Именно развитое воображение позволяет ставить себя на место другого, сопереживать — проявлять эмпатию.

Как быть, если в семье поддерживали новогоднюю легенду, но ребёнок неожиданно от кого‑то узнал: «Деда Мороза не существует!» И потрясён, растерян… Проявите тактичность, разделите чувства вместе с ним: «Я вижу, что ты расстроился. Если бы я про такое узнал, то тоже бы расстроился… Знаешь, эмоции бывают разные. Случаются и разочарования. Но праздник состоится. Мы его устроим сами».

Если же видите, что малыш, скорее, «проверяет» эту информацию, ждёт именно вашу реакцию: «А вот Миша мне сказал, что подарки под ёлку кладут родители…» Сохраняйте спокойствие: «У Миши, может быть и родители, а у нас Дед Мороз…» Обыграйте ситуацию в зависимости от возраста детей. Но если это малыш, лучше всё‑таки поддерживать легенду.

«Вдруг откуда ни возьмись…»

Довольно частые вопросы накануне новогодних праздников: «Со скольки лет вести малыша на первую ёлку? Когда можно приглашать Деда Мороза домой?» К большим событиям, а это, безусловно, события в жизни ребёнка, необходимо готовиться заранее. И для начала с малышом надо просто поговорить. Нарисовать Деда Мороза вместе, потихоньку выясняя, как ребёнок себе его представляет. Если малыш внутренне тревожный, настроен боязливо и категорично — не надо настаивать, переубеждать и подшучивать над его опасениями.

И, конечно, лучше не устраивать сюрприз, когда Дед Мороз появляется вдруг откуда ни возьмись: «Машенька, а кто это там за шторкой? Пойди посмотри!» От подобной неожиданности и взрослый испугается, не то что ребёнок. Встреча с Дедом Морозом дома, после предварительной подготовки, возможна, когда малышу уже исполнилось лет пять или шесть. Три-четыре, а тем более два года — слишком рано.

Появление Деда Мороза на утреннике, в детском саду — немного иная ситуация. Как правило, для проведения ёлки выбирается просторное помещение, вокруг много детей. И готовятся малыши к такой встрече под руководством воспитателей тоже постепенно. Совместное разучивание стихов, репетиции танцев и песен — это проигрывание ситуации и снижение тревожности.

Эмоции в подарок

Пожалуй, особая тема, которая также требует подготовки и продуманности, — подарки. В новогоднем подарке мы отражаем не только своё участие, но и признаём значимость ребёнка — обозначаем свою любовь.

И тут важно избегать манипуляций: «Будешь себя плохо вести, не будет подарков!» Звучит как установка: «Не жди от жизни ничего хорошего!» То есть ты должен быть послушным, удобным и только тогда будет вознаграждение. Нет. Получение новогодних подарков — традиция. Лишать ребёнка этого ни в коем случае нельзя.

Но не стоит дарить подарки с намёком, вкладывая какие‑то свои собственные ожидания. «Подарю дочке блокнот, красивую ручку — и она начнёт хорошо учиться!» Новогодний подарок — это всё‑таки не инструмент для воспитания.

Часто, особенно родители подростков, сетуют, что детям «угодить сложно». Мол, дети сейчас «продвинутые», но при этом «не знают, чего хотят». Как поступить? Можно прямо спросить, что ребёнок хотел бы получить на Новый год. Если подарок слишком дорогой, возможно, пора задуматься — не пришло ли время познакомить сына или дочку с тем, как планируется семейный бюджет? Ведь подросток наверняка уже знает, что подарки дарят родители.

К слову, с подростками хорошо работают необычные подарки. Например, день, проведённый вместе особенно интересно. Допустим, вы знаете, что ребёнок давно хотел куда‑то сходить — подарите билет, абонемент. Или приготовить его самый любимый десерт. Важна эмоциональная составляющая подарка.

«Волшебный звонок»

Если ребёнок маленький, как выяснить, что он хочет получить на Новый год? Опять же, множество вариантов — спросить напрямую, попросить написать Деду Морозу письмо, устроить «волшебный звонок» от имени Снегурочки… Можно и поиграть в «Новый год» — рассадить игрушки и задавать малышу вопросы: «Что бы Дед Мороз подарил зайчику? А лисичке? А какой бы подарок сделал мальчику Саше?» Обычно малыши с удовольствием проговаривают то, о чём сами мечтают.

Но иногда даже маленькие дети, по словам родителей, «ничего не хотят». Такое возможно, когда малыш привык по первому требованию получать всё и сразу, особенно в материальном плане — желать что‑то по‑настоящему ему сложно. Подарок «не выстрадан». Он не пережил этот момент. Не представлял себе, как будет с подарком взаимодействовать. Совет здесь один — будить в ребёнке желание желать.

И быть самим немного волшебниками — вместе с детьми выбирать ёлку, вместе её наряжать. И не забывать удивляться крошечным «приветикам», которые время от времени вдруг начнут появляться под волшебным деревом: «Надо же… Наверное, это зайчик конфетку принёс? Как думаешь? Может, Дед Мороз отправил его к нам проверить, нарядили ли мы с тобой ёлочку?»

Снежинка на счастье

Вроде бы маленькие моменты, простые вещи, но в новогодней суете мы иногда о них почему‑то забываем. Или считаем не такими уж и важными…

Ну зачем вырезать с пятилетней дочкой неказистые бумажные снежинки, клеить какие‑то там разномастные грибочки, если готовые и красивые гирлянды продаются на каждом шагу? Но, возможно, в том и состоит новогоднее волшебство, что в разноцветной копилке воспоминаний останутся именно эти снежинки — счастливые моменты, проведённые вместе, всей семьёй.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ