16.12.2024 08:25

Как НКО получить грант и попасть в медиа: рассказывает эксперт компании «Гарант»

Анастасия Чепиль, менеджер проектов некоммерческой организации «Гарант», говорит о факторах успеха заявок на получение грантовой поддержки, работе с заявителями, чей опыт оказался не совсем удачным

Как привлечь внимание к благотворительному проекту в текстах социальных сетей? Что делать, если нет средств на привлечение в НКО специалиста по медиакоммуникациям? Это основные вопросы, которые поднимаются в интервью.


- Анастасия, давайте начнем с главного для всех участников ваших тренингов, семинаров. Что делает заявку на грант успешной?

- Успех заявки — это не только хорошо написанный текст, но и понимание контекста. Вы должны четко объяснить, какой именно проблемой собираетесь заниматься, как и кому ваше решение принесёт пользу. Кроме того, очень важно продемонстрировать, что у вас есть команда, готовая реализовать проект. Люди, которые читают заявки, ищут не просто интересные идеи, но и уверенность в том, что эти идеи можно реализовать. Например, если вы говорите о помощи людям, не имеющим места жительства, необходимо четко показать, как именно она будет организована, как будете взаимодействовать с этой аудиторией, работать.

- Возникают ситуации, когда участники тренингов сталкиваются с неудачами, например, не выигрывают гранты или появляются проблемы с реализацией идеи. Как помогаете?

- Неподдержанный грант — это возможность проанализировать свои ошибки. Мы вместе смотрим поданную заявку, можем обсудить, что в ней улучшить.

Конечно, я, прежде всего, связующее звено между идеями людей и реальным миром. Иногда ко мне обращаются с «не глобальными», на первый взгляд, идеями, и именно здесь начинается все интересное. Несмотря на то, что мне говорят: «Это не сработает», я всегда стараюсь рассмотреть идею детально, оценить позитивные изменения после ее реализации.

- Для того, чтобы люди захотели поддержать благотворительные проекты, оказать помощь, прочитав о них, как об этом нужно написать?

- Я обычно объясняю участникам, что ключевыми моментами при создании текстов являются честность и ясность сообщения. Людям недостаточно предлагать «поставить лайк», они должны чувствовать, что их пожертвования действительно могут изменить что-то в судьбе проекта, за которым стоят люди. Я учу их, как писать тексты, которые будут не просто информативными, но и вдохновляющими на участие и поддержку.

- Вы стали победителем конкурса «Практика личной филантропии», где поднимали тему важности применения инструментов маркетинга и медиакоммуникаций в деятельности НКО. У некоммерческих организаций зачастую нет средств на привлечение профессиональных специалистов. Что делаете?

- Стараемся в формате лекций дать все для того, чтобы НКО могли справиться с этим самостоятельно. Для нас важно вытащить некоммерческую сферу в общее инфополе. Мы все друг друга знаем — встречаемся на конференциях, заходим друг к другу в социальные сети, общаемся на семинарах. Нам нужно, чтобы и другие о нас узнали. Важно показать деятельность этих организаций так, чтобы в их проектах захотели участвовать. Когда ты приходишь в НКО и объясняешь, что надо еще вести социальные сети, люди говорят, что у них просто нет на это времени, а я отвечаю: «Понимаю, но надо». У них огромная нагрузка, поэтому стараемся учить простым вещам, например, таким, как «10 способов написать текст и не умереть». Иногда появляются волонтеры-медийщики, но это редкость.

- Есть результат?

- Думаю, что да. Я вижу по самим организациям, что они перестают бояться выходить в информационное поле, сами ищут каналы, ресурсы. Появляется понимание, зачем нужно оформлять страницу в социальных сетях, вести сайты. Даже те, кому тяжелее всего, очень стараются над этим работать.

- Как вы определяете уровень полезности ваших семинаров, тренингов аудитории?

- Я полагаюсь на свои тренерские компетенции, всегда стараюсь «читать» группу, понимать её уровень и сильные стороны. Бывает, что мне заранее сообщают, что в группе много опытных участников, а на самом деле они оказываются новичками. В таких ситуациях нужно быть гибким, уметь менять подход в процессе. Я не могу относиться к себе как к «истине в последней инстанции». Школа для тренеров научила меня внимательности к запросам участников и готовности откликаться на их потребности.

- Какую роль образование в области социального проектирования играет в жизни тех, кто только начинает свой путь в этой сфере?

- Образование здесь — это основа основ. Я всегда говорю, что обучаться — это не просто полезно, а абсолютно необходимо. Например, когда начала работать в этой области, мне не хватало знаний, и я понимала, что без обучения просто не смогу справляться с возложенными задачами. Образование даёт не только практические навыки, но и уверенность в себе. Оно помогает вам понимать, на каком этапе вы находитесь, куда вам двигаться дальше. Важно, чтобы все новички в этой сфере осознали: даже если они столкнутся с неудачами, это часть процесса обучения.

- В своем паблике вы разделяете рабочее и личное?

- Мы живем в публичном пространстве. Я могу разделить соцсети на личное и рабочее, но выбираю не разделять. Все мои друзья знают, что я работаю в НКО «Гарант». Заходя на мою страничку, вы рискуете «нарваться» на благотворительный сбор. Это нормально для меня. Составляющие моего личного бренда — благотворительность, тренерство и танцы. Когда танцую, читаю, то восстанавливаю энергию. Ее дает мне семья, поездки, у нас в области очень красиво. Работа — место, где могу энергию отдавать. Я была сложным ребенком, сложной студенткой. Для меня позитивный взгляд на жизнь — это про осознанность, а осознанность про взрослость. Моя работа совпадает с теми ценностями, которые сейчас есть у меня. Говорю я об этом потому, что понимание своих границ и потребностей — основа для того, чтобы помочь другим.

Записали Светлана Штанг, Дарина Филиппова

Фото из личного архива Анастасии Чепиль

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.