Выставку открывали друзья, сын и дочь художника, архангельские художники и петербургские коллекционеры при поддержке областного министерства культуры.
Кроме экспонатов из коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» на выставке показаны произведения Кожина из мастерской художника, петербургской галереи «12 июля», из собрания коллекционеров Александра Андрущенко и Игоря Суханова. Всего представлено около 80 работ.
Александр Кожин работал в двух городах – Архангельске, где родился, и в Санкт-Петербурге, где сначала получил академическое образование, состоялся как художник, а впоследствии примкнул к ленинградской школе авангарда. Его учителем стал художник, педагог и философ Владимир Стерлигов, который сам, в свою очередь, учился у Казимира Малевича, одного из основоположников неофициального искусства. Получается, что Александр Кожин – представитель третьей волны русского авангарда.
Выставка ретроспективная – от работ конца 1960‑х до произведений 2020‑х. Зритель воочию увидит, как развивался стиль работы Александра Феодосьевича, проследит творческий поиск художника – от реалистической живописи до коллажей и объёмных объектов. Интересны символы, числа, геометрические формы, сетки, в которых автор стремился к «чистоте порядка», и которая стала впоследствии главной в его творчестве, как рассказала Зоя Кулешова, заместитель директора музейного объединения.
– Выставка Александра Кожина станет событием в Архангельске, – уверена Зоя Дмитриевна. – Интерес к русскому авангарду никогда и никуда не пропадал. Авангард обогатил живопись новыми формами, новыми именами, и Александр Кожин – его яркий продолжатель. Мне кажется, у зрителя есть потребность смотреть сложные работы, хотя это требует какой‑то определённой эмоциональной нагрузки, серьёзных размышлений.
Татьяна Пенькова, представитель петербургской галереи «12 июля», на открытии сказала:
– Уже 15 лет наша галерейная деятельность связана с учениками Владимира Стерлигова, среди которых одно из значимых мест занимает Александр Кожин. Многие задумываются над тем, как быстро сейчас летит время и как художнику изобразить этот быстрый поток времени. Александр Кожин нашёл, по теории Малевича, свои «прибавочные элементы», – решётки, цифры, неправильную геометрию. Я рада, что работы Кожина из частных собраний сможет посмотреть широкий зритель. И считаю, что в Архангельске присутствует «гений места», раз из города выходят такие удивительные художники.
Художник
Виктор Воробьёв много сделал для того,
чтобы масштабная выставка его друга и
учителя состоялась в Архангельске.
– Работа
над выставкой шла трудно, – рассказал
Виктор Иванович. – Поскольку многие
основные и лучшие работы Александра
Феодосьевича находились в Петербурге.
Специалисты музея ИЗО сделали, кажется,
всё, чтобы произведения Кожина из
семейного архива и частных собраний
появились на архангельской выставке.
Открыта она будет до марта, так что у
зрителей есть возможность сделать
интересные выводы относительно творчества
Александра Кожина.
Виктор
Иванович на открытии продолжил традицию,
заведённую Владимиром Стерлиговым:
встав на стремянку, отправил в полёт
небольшое пёрышко. Когда пёрышко коснётся
пола, выставка считается открытой.
Елена ИРХА
Фото автора