Спектакль «Снегурочка», поставили Константин Станиславский и Александр Санин по пьесе Александра Островского в 1900 году в Московском художественном театре.
Какое отношение имеет та давняя премьера к Северу? Самое прямое. В поисках материала для сценографического решения спектакля художник Виктор Симов отправился в путешествие на Русский Север, в Архангельск и Вологду.
Его этнографические поиски увенчались успехом: увиденные им дома, интерьеры, наряды, услышанная диалектная речь помогли создать будущие образы, легли в основу декораций и костюмов. А ещё, по задумке Станиславского, присутствие в «Снегурочке» подлинных предметов старорусского быта являлось основой постановки.
На совместной выставке музея МХАТа и Архангельского краеведческого музея в четырёх залах Гостиных дворов представлены эскизы, элементы декораций, костюмы спектакля «Снегурочка», а также народные костюмы, предметы поморского быта из собрания Архангельского краеведческого музея.
Дополнили выставку работы современных художников по дереву Алёны Вальковой из посёлка Пинега и Даниила Власова из Северодвинска, выполненные в стилистике поморских кукол-панок и древних языческих идолов. Кроме того, в первом зале, представляющем зачарованный зимний лес, родной дом Снегурочки, выставка сопровождается звуками леса и криками животных.
– Для нас эта выставка особенная, — сказала на открытии Александра Богданова, директор Архангельского краеведческого музея. — Это выставка-волшебство, выставка-сказка. Специально к её открытию были отреставрированы многие предметы, в том числе и впервые представленные широкой публике. Ещё это возможность показать не только экспонаты из коллекций, которые к нам привозят, но продемонстрировать свои, собранные нашим музеем за более чем 180‑летнюю историю.
Марфа Бубнова, заместитель директора музея МХАТа, в ответном слове сказала:
– Мы рады, что выставка добралась до Архангельска. Некогда художник Виктор Симов, совершивший путешествие на Север, настолько увлёкся идеей спектакля «Снегурочка», что собирал гардероб для актёров путём обмена новых вещей на аутентичные старые. Это касается не только одежды, но и украшений, и головных уборов, и обуви. Искусственный снег для спектакля, который таял как настоящий, привозили из Англии. И хотя считается, что спектакль успеха не имел, но именно в нём применили специальный театральный свет как средство художественной выразительности, и, кроме того, в этом спектакле в роли царя Берендея дебютировал будущий ведущий актёр МХАТа Василий Качалов…
К созданию архангельской экспозиции привлекли театрального художника Ксению Кочубей и режиссёра Владимира Бочарова. И потому выставка получилась не просто как выставка предметов, а как музейная выставка в театральных декорациях. К слову, в музее готовится большая культурно-просветительская программа для детей и взрослых, которая состоится на этой выставке.
– У нас была задача сделать выставку театральной, яркой и на долгое время, — сказала художник Ксения Кочубей. — Надо сказать, что у Архангельского краеведческого музея много прекрасных предметов, а вот экспонаты из музея МХАТа будущей весной должны вернуться домой. И мы с Владимиром Бочаровым продумывали выставку так, чтобы предметы можно было заменить, то есть выставка продолжала бы жить и дальше.
Открытие выставки тоже состоялось как спектакль: гостей встречал Дед Мороз, а вот Снегурочек-экскурсоводов было две — Жанна Петриченко и Екатерина Тевризова, они же — специалисты Архангельского краеведческого музея. В качестве гостей на открытии выступила музыкальная фолк-группа из Северодвинска «Кехта» с удивительной вокалисткой Натальей Литовченко.
А вот тогдашний масштабный спектакль МХАТа «Снегурочка», обещающий быть «гвоздём сезона» 1900–1901 годов, успеха у публики не имел, как и говорила на открытии Марфа Николаевна. По мнению критиков, именно изысканная этнография постановки «затмила поэтическое слово».