Пилигримы всегда возвращаются

В декабре исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Резицкого, джазового музыканта, который пришёл, чтобы показать нам, какой может быть свобода

В данном случае речь идёт о внутренней свободе, с которой начинается всё — творчество, самоуважение, умение ценить себя и других. Его «free-джаз», то есть свободный джаз, не ограниченный никакими условностями, стал частью жизни поколения, которое к нему приобщилось. А Архангельск в стране и мире стал известный как город джаза.

Безусловно, Владимир Резицкий был больше чем музыкант. Он был человеком влияния, обладающим мягкой, но при этом мощной силой, какой только может обладать человек творческий и самоотверженный.

Он был пилигримом, который всегда в пути. Но главное — он знал куда и зачем направляется. И при этом он был рядом. Даже когда ушёл навсегда…

Но живая память требует постоянной подпитки. Сохранением её занимается Спартак Резицкий, сын музыканта. В этом году реализуется большой проект, посвящённый творчеству Владимира Резицкого и 80‑летию со дня его рождения. Называется он «Джаз Архангел. Владимир Резицкий». Проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив.

Мы говорим со Спартаком Резицким о том, кем был для него отец, и почему сегодня так важно не только сохранить его творчество, но и популяризировать его, в частности среди школьников и студентов, которые только начинают свой жизненный путь.


«Он нас спас»

— Спартак Владимирович, насколько современным детям и подросткам интересно слушать, скажем так, джазовую историю, которая для них где‑то в прошлом?

— Да, я встречаюсь со школьниками, студентами колледжей. У меня получается несколько встреч в месяц. Обычно перед началом разговора спрашиваю, кого из известных земляков они знают. Чаще называют Ломоносова, Шергина, Писахова. Безусловно, это наши выдающиеся земляки, известные во всём мире. Но есть и другие знаковые личности, которые много сделали для города, области и страны тоже. И справедливо помнить о них, знать об их творчестве. Среди таких людей, безусловно, мой отец Владимир Резицкий. При этом я стараюсь показать школьникам какие‑то музыкальные приёмы, чтобы это был не только серьёзный разговор, но и игра. И они тогда включаются…

Я им говорю — не бойтесь ставить высокие цели. Вы сможете их достичь, если всё время будете поднимать планку. Как это делал Владимир Резицкий, который не боялся предлагать новое и необычное и в музыке, и в общественной жизни.

— Здесь можно вспомнить его работу с детьми — это детские концерты, то есть когда известные музыканты играли для детей…

— Да, это были уникальные концерты, где звёзды джаза со всего мира делились своим творчеством именно с детьми. Во время таких концертов дети чувствовали себя очень свободно. К примеру, сохранилось видео, где запечатлено выступление Аркадия Шилклопера. Его на сцене обступили дети, поднявшиеся из зала, и таким образом сами стали участниками этого выступления.

— Также хотелось бы вспомнить, как Владимир Резицкий приобщал к творчеству детей с особенностями развития. Давал им раскрыться, считал их очень талантливыми. В то время это было в новинку. Помнится, что вы продолжили этот проект отца после его ухода. Как это было?

– Занятия с такими детьми отец называл культурно-духовными уроками. К нему на занятия дети обязательно приходили с родителями — их тоже надо было «воспитывать», чтобы они по-другому посмотрели на своих детей, поняли, что они талантливые, тонко чувствующие не только музыку, но и окружающий мир.

После ухода отца я посчитал, что надо продолжать эти встречи. За время занятий мы очень подружились. И длилось наше общение пять лет. Для меня эти годы стали очень дороги, и я сердечно благодарю их всех за возможность погрузиться в такой свободный и интересный мир.

— С кем‑то из этих детей после приходилось встречаться?

— Да, совсем недавно, на моей творческой встрече в Ломоносовском ДК, где я показывал документальный фильм «Владимир Резицкий: Джаз-Архангел». Прямо во время мероприятия ко мне подошла девушка Оля с мамой, которая ходила на культурно-духовные уроки ещё к Владимиру Резицкому, а позже, в нулевых, ко мне. Они мне подарили альбом с фотографиями: первая его половина — занятия с отцом, а вторая — со мной. Я так растрогался, что и говорить не мог — ком стоял в горле. Потом спросил — неужели они до сих пор помнят Владимира Резицкого? Последовал ответ: «Как же! Ведь он нас спас!»

«Моё образование — мой отец»

— Вы стали не только популяризатором творчества отца, но и продолжателем того, что он считал важным. Мне кажется, что вы о каких‑то событиях, явлениях говорите, как он…

— Неудивительно, ведь отец на меня имел огромное влияние. Я вырос в этой среде — музыки, творчества, свободного общения. И я впитал всё это с раннего детства. И, когда меня спрашивают о моём образовании, я отвечаю, что главное моё образование — мой отец. А от мамы мне досталась любовь в полном понимании этого слова.

Я видел, как отец общался с людьми, он мог запросто подойти к кому угодно и заговорить — хоть на улице, хоть в трамвае.

Как сказал про отца в нашем фильме Игорь Гаврилов, директор Ярославского джаз-центра и организатор фестиваля «Джаз над Волгой»: «Когда он идёт по городу, там даже камни с ним разговаривают!»

Если говорить о его жизненной цели, то она одна — творчество, искусство, самоотдача, а не успех и не шумиха.

Я часто привожу примеры отношения к своему делу из жизни моего отца. Они очень показательны. Несмотря на признание и звание «Заслуженный артист России», магистр джаза, и прекрасное владение инструментом, он каждый день занимался на саксофоне. Чтобы никому не мешать, делал это без звука. Обычно ставил перед собой альбом с репродукциями шедевров мирового искусства. Использовал любую возможность для таких занятий — в поезде, в самолёте, при переезде с одного места в другое, в автобусе — было только слышно, как стучат клапаны саксофона.


«Спартак, это твоя миссия»

— А как родился проект «Джаз-Архангел. Владимир Резицкий»?

— В силу своей работы, общаясь с молодёжью, я понял, что выросло целое поколение, совсем не знающее своей культурной истории. Современные школьники и студенты даже не слышали никогда имени Владимир Резицкий. А ведь это наша история, повод для гордости. Сначала я решил сделать фильм про отца. Делал не один. Огромную работу провела моя старшая дочь Валерия Резицкая. Премьера документального фильма «Владимир Резицкий: Джаз-Архангел» состоялась на Международном кинофестивале Arctic Open в 2022 году.

И от этого фильма стали «плясать» дальше. Не помню, кто мне сказал: «Спартак, это твоя миссия». И появились мои творческие встречи со школьниками и студентами города Архангельска. А также открытые показы фильма в разных городах.

А дальше мы оформили проект и подали заявку на грант. И совершенно неожиданно выиграли! За этот год мы успели сделать по проекту очень много.

В 2024 году на карте Архангельска появилось имя Владимира Резицкого. Скверу перед Архангельским городским культурным центром, в котором много лет работал отец, было присвоено его имя. Летом на Чумбаровке организовали очень интересную и эффектную уличную выставку «Владимир Резицкий — 80».

К открытию юбилейного сезона АГКЦ, была оформлена фотовыставка «РАЗРЕЗ» — РАЗный РЕЗицкий», где на редких фото из семейного архива отец был представлен в разных ракурсах и образах.

В Ломоносовском дворце культуры продолжает работу выставка уникальных афиш и плакатов джаз-группы «Архангельск», которую создал и возглавлял отец.

Впервые на лейбле ArtBeat Music выходит альбом Владимира Резицкого «Его вселенная». Альбом представляет компиляцию ранее неизданных работ отца. Хранившиеся в семье аудиокассеты с записями я оцифровывал несколько месяцев. А потом оказалось, что поклонников творчества Владимира Резицкого довольно большое количество, причём не только из Архангельска. Так меня сразу поддержал продюсер лейбла ArtBeat Music Кирилл Дьяков. А помощь в выпуске диска оказал большой любитель джаза Артём Гнипа. За что я им очень сильно благодарен!

Ещё одна история. Вышла книга «Резицкий». Это такой большой и красочный фолиант. Дело в том, что я полностью оцифровал весь архив отца — фото, документы, плакаты, афиши, беджи, программки. Долгое время изучал подшивки газет в библиотеках. Получилось порядка двух тысяч файлов. И этот архив стал основой для книги, он занимает около половины её содержания. Эту книгу я уже передал в областную библиотеку имени Добролюбова и Центральную городскую библиотеку имени Ломоносова.

Продолжаются творческо-просветительские встречи со школьниками и студентами города Архангельска.

— Вы говорили, что работа с детьми и подростками требует особого подхода. Что для них такого особенного предусмотрено в проекте?

— Действительно, проект «Джаз-Архангел. Владимир Резицкий» одной из главных своих целей ставит работу с молодёжью. Поэтому и средства этой работы должны быть актуальны и понятны современной молодёжи. Так, в рамках нашего проекта были созданы современные цифровые фичи.

Уже создан набор стикеров по образу Владимира Резицкого с использованием его выражений, присказок, особых словечек. Стикеры можно скачать бесплатно и использовать их в своей переписке.

Мы также разработали виртуальный аватар по образу Владимира Резицкого. Аватар играет на саксофоне, машет рукой, с ним можно сфотографироваться или записать совместное видео. И это будет интересно не только молодёжи, но и более взрослой аудитории.


Музыканты с мировыми именами

— 13 декабря в Архангельском городском культурном центре пройдёт юбилейный концерт «Пилигрим», посвящённый 80‑летию Владимира Резицкого. Расскажите подробнее об этом событии…

— В Архангельск приедут музыканты, участвовавшие в фестивалях, которые проводил отец. Это его друзья, коллеги. Все они звёзды российского и мирового джаза. То есть уровень высочайший. Стоит лишь назвать имена: Алексей Круглов — альт-саксофон (Москва), Карина Кожевникова — рояль, вокал (Воронеж), Аркадий Шилклопер — валторна (Москва), Владимир Волков — контрабас (Санкт-Петербург), Сергей Летов — бас-кларнет, сопранино-саксофон, альт-флейта (Москва), Аркадий Кириченко — бас-труба, вокал (Москва), Пётр Талалай — барабаны (Москва), Анастасия Кардапольцева — танец (Москва).

Самое интересно, что они во время этого концерта будут исполнять композиции Владимира Резицкого. То, чего они никогда не делали. Я хочу дать новую жизнь этим композициям. Это, как мне кажется, и будет продолжением творческой линии Владимира Резицкого, его пути. Так он вернётся к зрителю через живую музыку, которую исполнят близкие ему по духу музыканты.

— Что ещё смогут увидеть и услышать почитатели таланта Владимира Резицкого в этот день?

— Программа юбилейного дня начнётся в 17 часов показом документального фильма «Владимир Резицкий: Джаз-Архангел». Фильм будет демонстрироваться в Малом зале АГКЦ, вход свободный.

Затем, в 18 часов 30 минут — презентация компакт-диска «Владимир Резицкий. Его вселенная», о котором я уже рассказывал. Выступление детского эстрадно-джазового оркестра детской школы искусств № 36 города Северодвинска под управлением Дениса Овчинникова. Всё это будет в арт-холле, вход тоже свободный.

А 19 часов в большом зале АГКЦ начнётся концерт «Пилигрим», билеты продаются в кассе, мы постарались сделать их доступными для всех.

Хотел бы подчеркнуть, что всё, что мы делаем — это абсолютно не коммерческая история, наоборот, нам хочется поделиться со всеми тем, что у нас есть. Поэтому и сообщество в соцсети «ВКонтакте» «Владимир Резицкий» открытое, где я постепенно выкладываю архивы.

Особенно хочется сказать большое спасибо благотворительному фонду «Социальное развитие» и его руководителю Екатерине Поповой за помощь и поддержку проекта.

А в конце я бы хотел сказать: отец много сделал для людей, сегодня хочется просто сохранить о нём память. А он ушёл. Куда? В музыку…

Фото Николая Чеснокова и из архива семьи Резицких

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО