Знать прошлое своей страны, своего города, своего народа и прошлое человечества – что может быть важнее?
Современные авторы размышляют о судьбе России, обращаясь к истории других народов, её населяющих, фольклору и легендам, свидетельствам и документам.
Андрей Рубанов
«Ледяная тетрадь. Комментарий к Аввакуму», 2024/18+
Героем новой книги известного российского прозаика стал протопоп Аввакум Петров — основоположник отечественного жанра автобиографии, один из главных действующих лиц эпохи церковного раскола в XVII веке. Литературное наследие Аввакума «Житие» — «Ледяная тетрадь» его страданий и странствий, силы духа и непокорности.
Перед нами основные моменты биографии невероятно трагической, полной противоречий личности, духовного лидера старообрядцев глазами современного писателя, комментарий к судьбе Аввакума, его трагедии и его победе.
Спорный, провокативный, прямой, личный взгляд Андрея Рубанова. Автор убедительно «встраивает» Аввакума, страстного защитника старой веры, в события, актуальные для нашего времени, для повседневности. Рубанов задаёт нам вопрос: нужен ли сейчас Аввакум, в новейшие времена?
И чем ещё хороша «Ледяная тетрадь» — насколько страстно, эмоционально, сильно, убедительно она написана. Андрей Рубанов уточняет: «Житие протопопа Аввакума» — первый в отечественной литературе образец «тюремной прозы», к которой примыкают и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, и «Колымские рассказы» Шаламова». Книга была начата в Пустозёрске, второй северной ссылке, куда путь лежал по Северной Двине через Вологду, Великий Устюг, Холмогоры, Архангельск и Мезень. В числе тех, кто вернул в литературу имя Аввакума, — северные исследователи: учёный Ксения Гемп и историк-краевед Николай Окладников, писатель Владимир Личутин, автор романа «Раскол». Осмысливая биографию «огненного протопопа», читатель получает множество поводов для серьёзных размышлений.
Алексей Иванов
«Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза», 2024/16+
«Я сын инженеров-судостроителей. Моё детство пришлось на взлёт речного флота, с рекой было связано всё. Я жил в посёлке на берегу реки Камы, при затоне, где стояли модерновые суда, теплоходы на подводных крыльях вроде метеоров или ракет, суперлайнеры. А рядом с ними — старинные колёсные буксиры». Алексей Иванов всегда про себя знал, что рано или поздно напишет книгу об истории речного флота. Когда в его жизни были экспедиции по Каме, Волге, Белой и Чусовой, водные походы для трудных подростков, реконструкция сплавов железных караванов в романе «Золото бунта», когда писал «Бронепароходы» — роман о речном флоте времён Гражданской войны…
Вначале были реки, а уже потом — народы и государства. Реки поили, кормили и защищали. «Ведь именно речное судоходство, — отмечает Иванов, — на протяжении многих лет формировало облик страны — дорог всегда не хватало, и прогресс пробирался в Россию по рекам». Передовые технологии — промышленные, экономические и социальные — все они впервые появлялись на речфлоте. Автор рассматривает историю речного флота России от самых истоков до наших дней, уделяя основное внимание XIX и XX вв.
В книге рассказывается не только о развитии речфлота, но и о людях, которые творили речную историю России. О внутреннем устройстве речной жизни. О её взаимосвязях с политикой и культурой. О катастрофах, которые сотрясали страну и речфлот. Об удивительных проектах и фантастических мечтах. О нерасторжимом родстве простого человека и речного парохода. В конце концов, в этой книге рассказывается о судьбе и душе нации, потому что корабль — это всегда и судьба, и душа.
Наталья Илишкина
«Улан Далай», 2024/18+
Семейная сага о трёх поколениях одного рода бузавов — донских калмыков-казаков. Впервые калмыцкий народ становится главным действующим лицом большого романа на русском языке. События охватывают период с 1884 по 1957 год и основаны на архивных материалах, рассказах свидетелей времени и их потомков. Название книги переводится как «Красный океан», в мифологии калмыков это один из символов ада. Как и те испытания, через которые пришлось пройти калмыцкому народу. История рода показана глазами нескольких героев: отца (Баатра), сына (Чагдара) и внука (Иосифа-Александра), а начинается она в далёком 1884 году.
Читателю предстоит открыть мир, который во многом отличается от привычной ему картины. Детство Баатра Чолункина — это самые светлые страницы романа. Уже в следующих главах Баатр теряет родителей, и ему с братом родственники сосватали невест, которых до свадьбы они даже не видели. Оказывается, «калмыки хлопают в ладоши, только когда кого‑нибудь проклинают», что первенца младшего брата принято отдавать бездетному старшему, вонзать в землю железо — «грех смертный», а жена не должна называть мужа по имени, а только «наш человек» или «хозяин дома».
Героический эпос «Джангар», легенды, предания, песни — всё включено в повседневную жизнь на фоне поворотных исторических событий, ключевым из которых в XX веке для калмыков стала не революция и даже не Великая Отечественная война, а депортация в Сибирь по преступному обвинению всего народа в коллаборационизме. Наконец, возвращение уцелевших в этом ужасном вихре истории. Но не на Дон, а в разорённую пустынную Калмыкию…
Асия Арсланова
«Аул», 2024/16+
Перед нами история о жизни башкирского аула второй половины XIX века, с персонажами башкирского фольклора. Жизнь аула и леса-урмана тесно связаны. «Вот уже много веков мы живём бок о бок — народ шурале и народ башкорт. Это мы даём им зверя и птицу в голодный год, это мы устилаем поляны крупной ягодой. Порой мы их судьи, но никогда не палачи». Молодые парни берут себе в жёны красивых зеленоглазых шуралих, и тогда рождаются дети, принадлежащие к обоим мирам. Лесные духи захаживают в гости к своим аульским родичам — банникам и духам хлева.
Но одна всеми давно забытая история не даёт установиться миру между аулом и урманом.
Семь аульских юных девушек загадочно погибают в счёт оплаты тяжкого старого долга, который захотела вернуть могущественная хозяйка леса, призрак — уряк. Свидетелем и главным подозреваемым становится русский паренёк Сашка, чужак, которого привёз в аул мудрый мулла. А если лесные обитатели не остановятся — кто встанет на защиту аула? Все жители — молодые и старые — окажутся втянутыми в смертельную схватку.
При всей внешней сказочности «Аул» о том, как мелкая вражда вырастает в большое горе, бросающее тень на поколения вперёд. О том, как травма передаётся из поколения в поколение, что родители, и даже деды и бабки когда‑то тоже были молоды и мятежны. И как человек, невзирая на все ошибки и несчастья, может упорно поворачивать на свет, раз за разом, поколение за поколением, пока кто‑то, может, не ты, но твой внук или внучка наконец не выйдет из чащи урмана под чистое небо.
Иллюстрации для книги нарисовала художница Анастасия Николаева.