В Архангельске прошёл межрегиональный форум бизнеса и власти

Участники обсудили вопросы кадрового обеспечения предприятий торговли и общественного питания

Как изменилась торговля и потребители

Центральным мероприятием первого дня стало пленарное заседание «Возможности и вызовы традиционного ритейла и электронной коммерции: как изменилась торговля и потребители?». Основной вопрос, предложенный к обсуждению, — тенденции на потребительском рынке и предпочтения покупателей.

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отметил, что в России товарооборот за текущий год прогнозируется на уровне 52 триллионов рублей, из них шесть триллионов рублей приходится на два крупнейших онлайн-магазина. И этот формат продолжает набирать обороты.

При этом одновременно происходит рост потребления в натуральных показателях. Это является определённым вызовом как для традиционной розницы, так и для российских производителей товаров народного потребления, для которых освободилась ниша после ухода с российского рынка иностранных брендов.

По мнению Никиты Кузнецова, директора департамента развития и внутренней торговли Минпромторга России, сегодня в сфере государственной политики в части торговли оправдан определённый протекционизм по отношению к отечественным товаропроизводителям и российским брендам. Ещё одно важное направление работы — регулирование деятельности цифровых платформ. Маркетплейсы должны нести ответственность за то, кто на их площадках осуществляет торговлю и что продаёт. Сферы электронной торговли как таковой не было всего десять лет назад, и она остаётся в «серой зоне». В ближайшее время в отрасли ожидается решение ключевых вопросов законодательного регулирования.

Никита Кузнецов также отметил важную роль малого бизнеса, нестационарных форм торговли, рынков и ярмарок в развитии традиционной, офлайн-торговли, поскольку только многоформатная торговля даёт возможность удовлетворять разнообразные запросы покупателей.

Ирина Бажанова, министр агропромышленного комплекса и торговли Поморья, рассказала участникам пленарного заседания о развитии торговли в Архангельской области с учётом специфики северного региона и его большой площади. По её словам, в 2023 году в целом отрасль торговли занимала третье место во внутреннем региональном продукте, в этом году она переместилась на пятое место в связи с тем, что существенно выросло промышленное производство.

— При этом мы видим рост товарооборота, сейчас он составляет порядка 500 миллиардов рублей в год, — отметила министр. — Сегодня в Поморье открываются новые предприятия, появляются новые торговые форматы — в основном в крупных населённых пунктах. Тем не менее существенная доля населения Архангельской области проживает в сельской местности, и здесь большую роль играет развитая сеть потребительской кооперации. Кроме того, сегодня на селе наблюдается тенденция развития малых форм хозяйствования — фермеры поставляют к столу северян свежие и качественные продукты собственного производства, которые востребованы у населения. Поэтому одним из перспективных направлений могут стать фермерские островки в крупных сетевых магазинах. Первый опыт открытия такой точки в Поморье уже есть.

Участники пленарного заседания также обсудили вопросы кадрового обеспечения предприятий торговли и общественного питания, законодательное регулирование отрасли. Представители региональных и федеральных торговых сетей поделились опытом работы на розничном рынке Поморья.

Было отмечено, что запросы потребителей и ситуация в отрасли в целом динамично и непрерывно меняются, поэтому бизнесу необходимо всегда своевременно реагировать на изменения.

Предпочитаем местное

Российские покупатели сохраняют потребительский оптимизм и при этом повышают требования к качеству товара. Такие выводы сделали участники сессии «Покупатель, поставщик и сети: ключевые тренды потребительского рынка Беломорья». Они провели детальный разбор поведения покупателей, позволяющий ритейлерам сделать вывод о том, как повысить продажи.

Мероприятие было организовано в рамках проходящего в эти дни в Архангельске межрегионального торгового форума «Дни ритейла в Беломорье».

Согласно данным экспертов, в 2024 году жители России стали делать больше покупок как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Спрос в денежном выражении за минусом фактора инфляции увеличился более чем на семь процентов.

Как было отмечено на сессии, по обороту розничной торговли, который составляет 357,5 млрд в год, Архангельская область занимает третье место в СЗФО, уступая лишь Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Прирост в 2024 году составил 6,5 процента.

В среднем россияне отправляются за покупками в магазин раз в два дня, 17 процентов посещают торговые точки ежедневно. Выбирая между известными брендами и марками торговых сетей (СТМ), всё больше покупателей отдают предпочтение последним, особенно в таких категориях, как консервированная продукция, яйца, морепродукты, крупы, сыры. Среди непродовольственных в категории СТМ популярны товары для дома, ватно-бумажная продукция.

— Рынок товаров народного потребления после турбулентности 2022–2023 годов, когда одни марки приходили, другие уходили, сейчас находится в стадии стабилизации, — рассказала представитель аналитической компании Екатерина Носенко. — В первые шесть месяцев 2024 года на прилавках России появились 3327 новинок. Наибольшее их число — в кондитерской группе: 22 процента. В топ-5 также вошли алкоголь, молочная продукция, горячие и холодные напитки, снеки, мороженое. Анализ показывает, что потребитель не боится пробовать новое, и это хорошее время для выхода на рынок.

Опрос покупателей показал: 55 процентов из них перед походом в магазин составляют список того, что хотят купить, и такой же процент людей в итоге совершает импульсивные покупки, приобретая то, что не запланировано.

Для более чем 60 процентов посетителей магазинов важным является сервис — удобство оплаты, навигация, выкладка товара. Каждый третий всегда проверяет натуральность, экологичность продукции.

Продолжается наблюдающийся уже несколько лет рост покупок в онлайн-формате. По сравнению с 2023 годом он составил 40 процентов. В общем объёме продаж онлайн-продажи составляют более 10 процентов в среднем в России и 12 процентов в СЗФО.

При этом потребитель становится всё более требователен к скорости доставки заказа из магазина. И если раньше он готов был ждать в течение нескольких часов, то сейчас приемлемым считается чуть более получаса.

Ещё один тренд — открытие, в том числе крупными федеральными сетями, магазинов-дискаунтеров. Всё чаще покупатель делает выбор в пользу магазинов у дома вместо недавно популярных гипер- и супермаркетов.

Эффективным способом привлечь больше покупателей, по мнению экспертов, является создание разными сетями совместных программ лояльности.

По словам Ирины Бажановой, анализ продаж федеральных торговых сетей говорит о стабильном интересе покупателя к локальным брендам. Северяне предпочитают приобретать местные молоко, масло, рыбу, овощи борщевого набора — картофель, свёклу, морковь, — а также мясную, хлебобулочную продукцию.

С учётом туристического потенциала

Участники форума также отметили рост интереса потребителей к аутентичной кухне. И изменение потребительских предпочтений в сторону готовых блюд.

Об этом шла речь на экспертной сессии, посвящённой взаимодействию торговли и предприятий общественного питания, состоявшейся в рамках межрегионального форума бизнеса и власти.

Как отметил Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, сегодня ритейл и предприятия питания сближаются. Аналогом кулинарий советского времени становятся услуги навынос, а также создаваемые ритейлом собственные производственные цеха для продажи кулинарной продукции и готовых блюд. На площадях магазинов также открываются небольшие кафе, где можно быстро перекусить.

Именно эти тенденции стали темой для обсуждения на экспертной сессии «Horeca & retail. Гонка за лидерство. Что выберут и куда пойдут клиенты?».

Актуальная тенденция — молодёжь предпочитает либо заказывать готовые блюда на дом, либо питаться в кафе. И здесь речь идёт об освобождении времени за счёт организации системы общественного питания.

По словам Дмитрия Вострикова, исполнительного директора Руспродсоюза, за последние два года сегмент продажи готовых блюд вырос в два раза. В рознице появился хороший ассортимент первых блюд, по вкусу приближённых к домашним супам. И ритейл уже обращается к предприятиям, которые способны обеспечить выпуск такой продукции для создания партнёрских программ. За этим будущее, считает эксперт.

Ирина Бажанова поделилась успешным опытом организации в школах региона готового питания. В Северодвинске создан и успешно работает комбинат школьного питания, благодаря чему дети централизованно получают горячие блюда.

В настоящее время используется 24‑дневное меню, а школьные столовые оформлены в особом стиле, способствующем хорошему аппетиту. Что касается местных продуктов, то в рацион питания школьников с учётом рекомендаций врачей включаются рыба и водоросли Белого моря, богатые йодом.

По информации главы ведомства, сегодня в Архангельской области общественное питание формируется с учётом стратегии развития региона и туристического потенциала. В этом году товарооборот в сфере общепита уже показывает увеличение на 16 процентов по сравнению с уровнем прошлого года.

— По товарообороту общественного питания Архангельская область находится на пятом месте в СЗФО, — отметила Ирина Бажанова. — Сегодня бизнес экспериментирует, пробует самые разные форматы с учётом современных тенденций. При этом в меню присутствует и аутентичная кухня, свойственная поморской культуре. Она активно внедряется на предприятиях общественного питания, популяризируется в СМИ. Специалисты достойно представляют северную кухню и на всероссийском уровне.

Василий Новиков, основатель кейтеринговой компании, также отметил, что для современных потребителей время сжимается, и его экономия ведёт к тому, что люди чаще предпочитают быстрое питание.

— Эта тенденция характерна для местного населения, а в плане туризма всегда есть запрос на местную локальную кухню, — сказал эксперт.

Тема локальной кухни получила продолжение на круглом столе «Развитие локальной кухни на территории Архангельской области».

Получить совет эксперта

В Дни ритейла в Беломорье для предпринимателей прошёл семинар по регистрации товарного знака. Семинар был организован в рамках торгового форума бизнеса и власти «Дни ритейла в Беломорье» по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство».

Спикером выступила Наталья Сорокина, руководитель Центра поддержки предпринимательства Агентства регионального развития. Она обозначила важные аспекты, касающиеся использования товарного знака.

Участники встречи обсудили вопросы регистрации и возможные основания для отказа, а также последствия использования чужого товарного знака, что особенно актуально для малого и среднего бизнеса.

Слушателям представили примеры и правила, которые необходимо учитывать при выборе имён, логотипов и других элементов, подлежащих регистрации.

На семинаре также рассказали о механизмах защиты своих прав и о том, как эффективно противодействовать недобросовестной конкуренции.

— Выход на маркетплейс может стать эффективным способом масштабирования бизнеса и привлечения новых клиентов. Однако для обеспечения безопасности и максимальной пользы от этого шага важно заранее зарегистрировать свой товарный знак, — отметила Наталья Сорокина.

Спикер обратила внимание предпринимателей, что Агентство регионального развития и центр «Мой бизнес» предоставляют комплексные услуги по регистрации товарных знаков, программ для ЭВМ и баз данных. Эти услуги включают в себя консультации, подготовку и подачу заявки, а также сопровождение на всех этапах процесса.

Семинар вызвал живой интерес и стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов, возникающих у предпринимателей в условиях быстро меняющегося рынка. Каждый участник мог получить совет эксперта.

Организаторами мероприятия стали Минпромторг России, Российская ассоциация экспертов рынка ритейла, правительство Архангельской области и министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Марина СОСНОВСКАЯ