Это примерно равно среднему показателю по стране, который находится на отметке в 4,6%. В соответствии с действующим законодательством, каждому водителю положено иметь полис ОСАГО, однако на сегодняшний день без обязательной «автогражданки» ездят примерно 10% из 36 млн автовладельцев — такую статистику приводят эксперты. Разбираемся, зачем нужен полис ОСАГО, как снизить его стоимость и как планируют проверять его наличие.
Аббревиатура «ОСАГО» расшифровывается как «обязательное страхование автогражданской ответственности». Полис защищает от непредвиденных трат в случае ДТП — если водитель стал виновником аварии, ущерб имуществу и здоровью других участников возместит страховая компания. Ремонтировать машину из собственного кармана становится все менее выгодно из-за повышения цен на запчасти — по словам президента РСА Евгения Уфимцева, сроки поставок растут по причине проблем с переводом средств за рубеж, это плюс трудности с логистикой напрямую влияют на итоговую стоимость деталей. Здесь и приходит на помощь полис ОСАГО, максимальная выплата потерпевшему по которому составляет 400 тысяч рублей (на ущерб по имуществу) и 500 тысяч рублей (на ущерб жизни и здоровью).
Некоторые автомобилисты, предпочитающие ездить без ОСАГО, утверждают, что страховка слишком дорогая. На самом деле стоимость полиса можно снизить, если водить машину аккуратно. За скидку на ОСАГО отвечает коэффициент бонус-малус (КБМ) — показатель безаварийного вождения, который учитывает все ДТП, произошедшие по вине автовладельца, а также страховые возмещения по ним. КБМ находится в пределах от 0,46 до 3,92, чем ниже значение — тем больше бонус, при этом максимальная скидка на ОСАГО составляет 54%. По данным РСА, в Архангельской области доля водителей с минимальным КБМ составляет 24,2%, а самым «примерным» регионом стала Московская область — там этот показатель равен 46,3%.
В ближайшем будущем «бесполисников» ждет неприятный сюрприз — с 1 марта 2025 года в России начнется эксперимент по проверке наличия ОСАГО с помощью камер дорожного движения. Камеры будут соотносить фотографию номера автомобиля с договором ОСАГО в базе данных; сперва водители без полиса получат предупреждение на «Госуслугах», а затем (в случае, если эксперимент признают удачным) планируется рассылка штрафов. При этом перед началом работы системы планируется внести правки в КоАП РФ, чтобы контролировать частоту применения санкций — автовладелец может получить штраф только раз в день, даже если нарушение зафиксировано несколько раз за сутки.
В РСА сообщили, что страховое сообщество полностью поддерживает новый способ проверки наличия полиса.
- В следующем году полис ОСАГО не нужно будет предъявлять при постановке автомобиля на учет в ГИБДД, поэтому эксперимент проверки с помощью камер окажется своевременным. Этот механизм поможет защитить добросовестных водителей от тех, кто не покупает полис, — прокомментировал ситуацию Евгений Уфимцев.