В интервью с Дарьей — ответы на вопросы о том, как научить ребенка танцевать, каким требованиям он должен соответствовать, а также секреты создания успешных постановок.
-
Дарья, как вы решили стать балетмейстером?
На это повлияла семья, или это был
самостоятельный выбор?
- В четыре года я пришла заниматься в «Улыбку», смотрела за работой мамы и бабушки — меня все это привлекало. С удовольствием наблюдала за репетициями старших групп, иногда и занималась вместе с ними. Уже тогда я почувствовала, что хочу связать свою жизнь с хореографией. В 2010 году на городском конкурсе «Эстафета семейного успеха» меня спросили, кем хочу стать в будущем, и я ответила, что хочу быть балетмейстером, как моя мама и бабушка. С того момента я уверенно шла к этой специальности. С 16 лет начала помогать маме и даже самостоятельно вела занятия. Мысль о том, что я пойду по стопам бабушки и мамы и продолжу нашу династию, вызывала гордость.
-
Балетмейстер и хореограф, это одно и то
же? Кто вы по образованию?
- Хореограф — это общая специализация всех, кто связан с преподаванием танцев. Профессия «хореограф» включает в себя разные специализации: репетитор, балетмейстер, исполнитель, руководитель хореографического коллектива. Балетмейстер — это постановщик танцев. Он изучает материал, создаёт хореографический номер, определяет образ исполнителей. Я по образованию руководитель любительского хореографического коллектива. Но в институте мы обучались как постановке танца, так и преподаванию, а также исполнительскому мастерству. Ещё нам преподавали режиссуру — это очень интересный опыт, благодаря которому мы научились выходить за рамки чего-то стандартного, придумывать оригинальные сюжеты и правильно выражать образ на сцене.
-
А как происходит процесс зарождения
номера? Какие бывают сложности?
- Бывает, что сначала я услышу музыку, и она мне так понравится, что движения напрашиваются сами, сразу вижу сюжет постановки. Потом я начинаю сочинять рисунок танца и искать подходящий образ. Бывает, меня очень заинтересует какая-то народность, и тогда уже под нее подбираю музыку. Если это национальный танец, то нужно обязательно изучить историю и традиции народа, дальше придумывать сюжет танца. Например, недавно я поставила чукотский танец, потому что меня заинтересовал образ северных народов. Углубилась в изучение праздников чукчей, наткнулась на их традиционный обряд, связанный со сбрасыванием рогов у оленей, этот сюжет я и взяла в основу своей постановки.
Существует третий вариант сочинения номера, когда зарождается сама идея танца, или хочется отобразить в номере определённую историю. В этом случае музыка и лексика подбираются уже под задуманный сюжет. Есть ещё много способов, например, импровизация перед зеркалом. Но я так не делаю. Я сочиняю танец у себя в голове, и обычно даже не пробую его танцевать, а сразу даю ученикам. Иногда сложно придумать что-то новое — кажется, что уже просто все поставили, и это избито. Тогда надо пытаться даже в банальных идеях что-то поменять, преподнести под другим углом, чтобы это выглядело по-новому.
-
Что помогает вдохновляться, находить
новые идеи для постановок?
- Хореографу необходимо очень много смотреть, чтобы вдохновляться, посещать концерты, конкурсы, анализировать видео с разными направлениями. Если, например, я занимаюсь народными танцами, то смотреть не только их. Насмотренность на первом месте! У балетмейстеров, которые каждый день смотрят, откладывается очень много идей, поэтому они круто ставят. Главное не копировать, а извлекать лучшее, уже из него «лепить» своё.
- «Улыбка» — ансамбль с семейной историей в три поколения. Как он зародился? Как в него пришли ваши мама и бабушка?
- Когда бабушка, Захарова Нина Александровна, была ребёнком, коллективов в городе существовало мало. Она ходила заниматься в танцевальные кружки в клубе, очень любила танцевать. Потом поняла, что любит преподавать, собирала во дворе подружек, начинала их учить. Не знаю, нравилось ли им это, но в бабушке проснулось желание создать что-то свое. И именно в тот год, когда бабушка заканчивала школу, в колледже впервые открылся хореографический факультет. Вот такое совпадение. В 1975 году она основала танцевальную группу на базе 28 школы. Это был просто кружок, но уже тогда он именовался «Улыбка». Кстати, название дала не бабушка, а дети. Нина Александровна просто спросила у воспитанников: «Как бы вы хотели назвать коллектив?». Кто-то из учениц предложил «Улыбку». В 1978 году основался Ломоносовский дворец культуры, коллектив перебрался туда. С того времени там и стал расширяться. А мама, Наталья Юрьевна, с детства занималась в «Улыбке» и тоже влюбилась в эту профессию, целенаправленно пошла учиться в хореографическое училище, не сомневаясь в своём выборе.
-
Получается, в следующем году у ансамбля
юбилей — 50 лет. Планируете какие-то
праздничные мероприятия?
- Да, будет большой концерт, мы будем выставлять не только новые номера, но и танцы из золотого фонда — старые номера, которые стали известными благодаря многочисленным победам.
-
А что выделяет вас среди других
коллективов, чем вы отличаетесь?
- Целями отличаемся. Есть коллективы, которые работают ради наград, они все время пропадают на конкурсах. У нас не так. Наша цель — радовать людей, чтобы оценивали не только технику, но и трогательность сюжетов, а зрители смеялись, плакали. Эмоция — это самое важное для нас. Мы даём зрителям энергию через танец, а они нам ее через свои эмоции. Мы не просто учим танцевать — мы делаем детей красивыми, стройными, культурными и воспитанными. Это тоже наша особенность. Ещё мы отличаемся культурой костюма, для нас очень важно, чтобы костюм в полной мере соответствовал народности с его деталями и орнаментом, чтобы привлекал внимание, выглядел богато и ярко, передавал характер образа. Мы пытаемся из каждого костюма сделать произведение искусства, продумываем каждую деталь.
- Вы не так давно получили образование, смотрите свежим взглядом на многое, хочется что-то изменить в коллективе?
- Менять я ничего не хочу, все, что организовали мои мама с бабушкой, я поддерживаю. Традиции в ансамбле менять не вижу смысла, они все правильные. Например, огонек после новогоднего концерта. Перед Новым годом мы всех детей собираем на чаепитие, бывают конкурсы, например, дети придумывают номера и устраивают концерт. Еще одна маленькая традиция: когда кулисы закрываются, весь ансамбль визжит, радуется, обнимается. Как одна из традиций — старшие поколения помогают младшим. Иногда мы можем попросить старшую группу позаниматься со средней, и вот если они передают какой-то номер следующему поколению, то приходят и разучивают танец с группой помладше.
-
Сложно ли попасть к вам в коллектив?
- Нет, мы отборы не проводим, берем всех, но бывает такое, что приходит ребенок абсолютно недисциплинированный, а для нас дисциплина — это главное. Если он даже талантливый, но вообще не умеет себя вести, не слышит нас, то в таком случае мы говорим, чтобы родители поискали другой коллектив. То есть нам важно, чтобы ребенок был послушный, чтобы он видел, слышал нас, вёл себя хорошо, и тогда мы уже можем с ним работать.
- Какие качества присущи танцору коллектива «Улыбка», что вас объединяет?
- Во-первых, дисциплина, она у нас на первом месте. Во-вторых, культура, для нас это важно, если танцор невоспитанный, недисциплинированный, то мы просто не сможем с ним дальше работать. Такой человек сам с нами не задержится. Если же эти качества есть, то дальше уже идет трудолюбие и целеустремленность, ленивым детям у нас очень тяжело.
-
Ваш ансамбль, получается, больше
ориентирован на народный танец?
- Нет, когда я была еще участницей, у нас был и народный, и эстрадный, и классический танец. Но народного было меньше. В Архангельске в целом мало преподавателей по народному танцу. И я решила, так скажем, привезти его. Сейчас я все народности знаю, в том числе русский танец углубленно. Но стараюсь развивать в ансамбле и национальный, и современный танец.
-
Есть мнение, что в каждом городе свой
уровень развития танцев и свое приоритетное
направление. Заметно ли это в сравнении
Самары и Архангельска?
- Заметно, да. У нас в Архангельске народного не так много. Зато современный танец у нас развит широко, например, по сравнению с Самарой. Так что я сейчас приехала в Архангельск и ставлю народные номера, мне кажется это актуально и востребовано. На все городские праздники у нас теперь народные просят, потому что их не хватает.
-
А есть ли какая-то своя лексика в
Архангельске у народного танца?
- В Архангельске она не такая разнообразная, как в южных широтах. У нас преимущественно хороводы, все лирическое, а если это плясовая, то очень сдержанная: ноги высоко не поднимаем, руками активно не работаем, как во многих других русских плясках.
-
Танцы каких народов у вас в ансамбле
уже есть? Нравится ли ученикам, что стало
так много народного танца?
- Сейчас у нас есть узбекский, калмыцкий, башкирский, чукотский, индийский, вьетнамский, китайский танцы. Ученикам нравится. Они развиваются, больше о народе узнают, одно дело танцевать только русский танец, другое — пробовать разные народности. Я сначала провожу лекцию, знакомлю с народностью, рассказываю, какие эмоции должны быть. Ученикам интересно всё это на себя «примерять».
-
Что делать с эмоционально тяжелыми
постановками. Как научить детей показывать
эмоции, которые они не знают, не проживали?
- Это сложно, поэтому патриотические номера мы ставим только на старшую группу. Они уже взрослые, даже если они это не проживали, им можно это объяснить, рассказать, а они покажут, попытаются выразить нужную эмоцию. Если ставим номер национальный, то мы обязательно подбираем возраст, который сможет понять этот номер. Вообще, бывают некоторые сложности с эмоциями у детей, но мы сначала пытаемся вдохновить их, а не просто заставляем улыбаться.
Записали Анна Карлина, Полина Паркалова
Фото Елена Кузнецова, Екатерина Тихонова, Наталья Иколова