В Старинном особняке открылась выставка «Страсти по бисеру»

На ней представлено более двухсот произведений, созданных в конце XVIII — начале XX века из собрания Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково» (Москва)
Икона «Богоматерь Казанская». Конец XIX века — начало XX века

Выставка дополнена предметами из коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Чехольчики для напёрстков, дамские сумочки, кошельки, веера, пояса, мужские бумажники, кисеты, трубки, табачницы, подстаканники, чернильницы, подносы, шкатулки, монетницы, картины-миниатюры, платья и пелерины эпохи модерна. Все эти прелестные вещи прошлых веков создавались в основных четырёх техниках: это вышивание, вязание специальным крючком, плетение, вышивка «вприкреп».


Как рассказала куратор выставки Ирина Ефремова, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник усадьбы «Останкино», музейное собрание предметов из бисера пополнилось благодаря московскому коллекционеру Елене Юровой.

Елена Сергеевна, не будучи по профессии искусствоведом, написала несколько книг, посвящённых бисерному искусству в России. В её семье три поколения собирали коллекцию. В начале 2000‑х это частное собрание передано в музей. И теперь коллекция произведений из бисера усадьбы «Останкино» считается одной из крупнейших, в чём можно убедиться, побывав на выставке в особняке.

Надо сказать, что Елена Юрова не просто собирала старинные вещи из бисера или с бисерной отделкой, но и старалась проследить историю каждого предмета. Об этом расскажут на экскурсиях, которые будут проводиться в старинном особняке на протяжении работы выставки.

Например, покажут самое раннее произведение из бисера конца XVIII века, которое «на глаз» не отличить от более поздних: бисер со временем не тускнеет, а всё так же свеж и ярок, как и более двухсот лет назад. Потому зрители увидят предметы именно в том виде, в каком они вышли из рук мастериц.

Панно «Букет цветов». Вышивка вприкреп, 1790–1800 годыПанно «Букет цветов». Вышивка вприкреп, 1790–1800 годы

– Наша выставка русского бисерного искусства, изначально созданная для усадьбы «Останкино», весьма востребована региональными музеями, — говорит Ирина Константиновна. — Она уже побывала во многих городах России. И каждый российский музей, который принимает выставку, дополняет её предметами из своего собрания. Потому выставка бисера получается разной, со своим «лицом». Нынешняя выставка дополнена элементами народного костюма, окладами икон, расшитых стеклярусом, бисером и жемчугом, — тем, чего в нашей коллекции нет.

По словам Ирины Константиновны, представленные предметы из усадьбы «Останкино» относятся к русской дворянской культуре. Этим трудоёмким рукоделием занимались аристократки, которые могли подарить своё изделие, созданное с терпением и любовью, но никак не продать. Неслучайно на одном бисерном кисете вышито «руки работали, а сердце дарит».

Бисерная сумочка. Начало XX векаБисерная сумочка. Начало XX века

Помимо собственно предметов, на выставке представлены копии эскизов для вышивки бисером. Их ввозили в Россию из Европы, и представляли они собой контур на мелкой сетке, который раскрашивали вручную. Стоили такие рисунки для вышивок недёшево. Однако рукодельницы пользовались не только готовыми эскизами, но и собственным творчеством.

Завершающий раздел выставки посвящён стилю модерн. Тому подтверждение — чудесные «ниспадающие» платья прямого силуэта с богатой отделкой бисером, которые можно увидеть на выставке.

На открытии выставки. Анастасия Саликова, сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»На открытии выставки. Анастасия Саликова, сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»

– На наши выставки «Страсти по бисеру» в разных городах приходят много рукодельниц, — говорит Ирина Ефремова. — И моя мечта — собрать предметы для выставки современного бисерного искусства, потому что это искусство до сих пор востребовано и продолжает свою историю…


Елена ИРХА

Фото автора

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.