Профессиональный стилист и владелица модельного агентства, работающего на региональном рынке четверть века, знакомит наших женщин с тем, как правильно сочетать одежду, к каким трендам стоит присмотреться, а от чего отказаться
-
Елена, модельному агентству исполнилось
25 лет. Как начиналась ваша карьера?
- До открытия агентства я 10 лет работала в легендарном театре моды «Чайка». Он был создан в конце восьмидесятых годов, фактически стал не просто модным, а вообще культурным местом в области. В начале девяностых театр моды являлся уже лицом нашего региона. Мы присутствовали во всех официальных делегациях, которые отправлялись от Архангельской области в другие города, страны для налаживания политических и экономических отношений. У меня, например, до сих пор хранится первый загранпаспорт СССР. Моя карьера начиналась в 1990 году.
Я совершенно случайно попала в модели: были предрасположенности, но планов четких не имела. На тот момент окончила парикмахерское училище, где считалась одной из лучших. Попав в модели, я параллельно работала в театре моды «Чайка» и моделью, и стилистом по внешнему образу. У меня было всестороннее погружение в эту тему. Я знала всё изнутри и снаружи: как делается одежда, создается образ, работают модели, организована работа самой структуры. Мы принимали участие в первой российской неделе моды. Я участвовала как модель, мне очень приятно об этом вспоминать, потому что было много выходов, российских дизайнеров, на тот момент работавших. Меня задействовали, до сих пор горжусь. К 1999 году с мужем детально изучили эту тему, поэтому смело могу сказать, что вряд ли кто-то в Архангельске знает ее глубже, чем мы. Например, я до сих пор визуально очень легко отличаю дизайнерскую одежду от масс-маркета, даже не заглядывая на бирку.
- Как пришла мысль создать собственное модельное агентство?
- К концу девяностых мы уже «выросли из штанишек». Я работала еще и стилистом по образу в театре, а Спартак там же постановщиком. Подумали, зачем нам нужны работодатели, если всю работу и так делаем. Поэтому у нас родилось такое смелое и, наверное, наглое решение. Наглость вообще свойственна молодости. Нам казалось, что взрослые руководители ничего не понимают в современном мире моды, а вот мы зато…
И вот так решились на авантюру, потому что было всё неизвестно. В девяностые годы открывать свой бизнес… Мы люди честные, порядочные, всё официально зарегистрировали, чтобы платить налоги. Конечно, это было и страшно, и очень самоотверженно. Мне, честно говоря, самой до сих пор не верится: мы буквально за первые два месяца нашей деятельности так лихо взлетели, тут же завоевали лидерские позиции. Жизнь показала, что главное работать, верить.
- Вы сказали, что это была авантюра. С какими трудностями в процессе развития столкнулись?
- Трудностей было много.
Во-первых, финансовые сложности. Любой бизнес требует вложений, если он серьезный. В то время было особенно много «шаромыжников», которые считали, что деньги можно получать из воздуха, ничего не вкладывая. Но мы были за вложения.
Во-вторых, конкурентная борьба. Она везде есть, но бывает борьба не только по рыночным законам, но и жесткая конкуренция, которая иногда может выливаться в очень некрасивые истории. Если ты воспитан в хорошей семье, то иногда очень болезненно воспринимаешь шаги конкурентов, до слез, депрессии, желания вообще всё бросить и закрыть. Вот это было тяжело.
Очень трудно закаляться в мире бизнеса и финансов, потому что там тоже, наверное, надо определенный склад характера иметь… Акулий. Если ты человек творческий, не акула бизнеса, то трудно психологически и эмоционально в это входить. Но потом, когда все трудности преодолеваются, уже кажется, что это всё такая мелочь. Всегда важно выстроить коллектив. Когда есть коллектив единомышленников, то дело идёт очень хорошо. Если вокруг просто посторонние люди, которые за зарплату делают свою работу, то тут мотивации нет никакой, результат, соответственно, страдает.
- Ваше модельное агентство сейчас по праву считается проводником моды и стиля в Архангельске. Мы надеемся, что дальше так и будет?
- Да, потому что времена изменились, на смену китайскому рынку конца девяностых пришло осознанное понимание культуры одежды, трендов. Если у поколения среднего возраста с этим пока дела не всегда идеально обстоят, то молодое поколение меня радует больше. Вы читаете, разбираетесь, смотрите в интернете тренды, ориентируетесь в них. Например, практически каждая девочка в возрасте от 12 до 25 лет знает, что такое хайлайтер. А у женщины 40 лет попробуйте спросить об этом. Возможно, одна из десяти ответит. Сменились приоритеты. И вот сейчас как раз мы выходим на тот уровень, когда очень нужны. Донести моду, например, местного производителя до современного потребителя без моделей не просто. Даже распространение в интернете будет намного успешнее, если это сделано профессионально.
- Елена, давайте обратимся к трендам. На какие модные тенденции уходящего осеннего сезона и наступающей зимы стоит обратить внимание?
- Сезон «осень-зима 24-25» странным образом ориентирован на северянок. Обычно производители ориентируются на жителей каких-то южных стран, регионов. Когда мы смотрим тренды сезона, то думаем: «Какой кошмар! Они догадываются, что еще люди на крайнем севере живут?». А вот в июле–августе я была удивлена: большая часть трендовых вещей из новых коллекций для нас. Сразу назову трикотаж, который сейчас тренд номер один. Давно такого не было. Понятно, что мы все привыкли к свитерам, нам без них никуда. Трикотаж сейчас завоевал подиумы: шикарные юбочные и брючные костюмы, например, элегантный жакет с юбкой-макси или миди. Он не только удобен, но всегда практичен, красив.
Второй тренд, который не собирается сдавать позиции уже несколько сезонов, — это кожа, тоже для нас. На улице холодно, снег или дождь. Представьте, у вас кожаная или из эко-кожи одежда, брюки, например, или длинная юбка. Всё! Вам комфортно, вы не ощущаете ни холода, ни сырости. На зимний период кожаные дублёнки или кожаные пуховики — это тоже шикарный выход из положения.
Третий тренд для нас, северянок, — брючные костюмы. Брюки редко появляются так массированно и агрессивно в моде, обычно женская мода пытается убедить дам, что надо носить юбочку и платьице. Но второй сезон брючные костюмы, в основном мужские, просто «маст хэв» в женском гардеробе. А что такое брючный костюм? Это решение вашего делового гардероба. Все люди с семи лет до пенсионного возраста в той или иной степени являются приверженцами делового стиля. В брюках удобнее, комфортнее, теплее, вариант, что называется, «и в пир, и в мир, и в добрые люди». Это и стиль «кэжуал», когда вы его дополняете, скажем, не блузкой, а футболкой. А если вы с ним надеваете блестящий топ или шелковый блузон, то уже «на выход». Поэтому брючный костюм — это вещь функциональная, удобная, модная и, главное, отвечающая нашим женским потребностям. Уильям Шекспир писал: «Мы только слабостью своей сильны». Вот и показываем, что мы сильные, но при этом остаёмся женщинами.
Наконец, тренд, который не могу не отметить, — цветовая палитра. Ее нам на сезон традиционно диктует Институт цвета Pantone. Это научная организация, которая не с бухты-барахты вдруг решила объявить «малиновый» цветом года. Она изучает геополитические, геоэкономические, социальные проблемы в обществе, прогнозирует, какое же состояние в социуме будет в следующем сезоне. Сейчас у нас ягодные оттенки популярны. Честно говоря, радует, потому что это наш северный цвет. Преобладают малиновые, клюквенные оттенки, то есть темно-красные цвета, с одной стороны, будоражащие энергию, с другой, более спокойные, чем ярко-красный цвет.
- Мне понравились на подиумах в этом сезоне монохромные вишнёвые образы.
- Да. А это и цвет энергии, и надёжности. Если он близок к фиолетовой гамме, то еще и цвет респектабельности, уверенности. Наверное, этого нам не хватает.
- Мы любим в пуховик завернуться.
- Да, а если мы этот пуховик скрасим шарфиком, например, ягодного оттенка, то он сразу заиграет другими красками, ваше настроение тоже. Цветом сезона признан персиковый пух («Pitch Fuse»). Но вот ягодный я назвала потому, что он актуален в том числе. Особенно в сочетании с серым цветом.
- Вы уже упомянули, что кожа будет трендом нескольких сезонов. А какие еще тренды, по вашему мнению,станут актуальны не только в этом, но и наступающем году?
- Трикотаж точно задержится, потому что он вошел в тренды только в прошлом сезоне. Его очень любят женщины из-за многофункциональности. Сейчас снова входят в моду голые животы. Этот тренд, я думаю, будет недлительным, потому что старшее поколение помнит бич нулевых: он раздражал очень многих. Меня радует тренд юбок-миди и макси. Я сама их люблю и знаю, что очень многим северянкам нравятся. Это практично, женственно. Они подходят практически к любой обуви и верхней одежде. Для нас на зимний период они функциональны в плане тепла. Юбки-макси, думаю, пару-тройку сезонов точно подержатся.
- Модные тенденции этого сезона полярные. Дизайнеры предлагают пальто из нежно-розовой валяной и пушистой шерсти и напоминают о минимализме в образе. Какой подход к выбору вещей преобладает у жителей Архангельска?
- Современная мода меня радует, потому что раньше, например, она имела характерные силуэты и чёткую направленность. Мы так её и называем до сих пор: «мода семидесятых», «мода восьмидесятых». А вот мода XXI века лишена этого. У нас сейчас донашивают оверсайз и бесформенные пуховики с широкими брюками, но самые остромодники уже носят полуприлегающие пиджаки, закрывающие линию шага и подчеркивающие фигуру, и брюки клёш, которые удлиняют ноги визуально. И тот, и другой стиль равнозначно моден, ни один из них и не устаревший, и не авангардный. Сейчас мода не предлагает одного решения.
Я только что сказала, что юбки-макси в тренде, но уже параллельно юбки-мини тоже. Понятно, что юбки-мини — это радикальная мода для тех, кому «до». Опять же, если ноги и лицо позволяют, то почему нет? Обладательницы разных ног и разного подхода к своему стилю имеют право выбрать: мини или макси.
Северянки такие же женщины, как француженки, немки, москвички: кто-то выбирает комфорт, тепло и удобство, а кто-то моду и стиль.
- В этом сезоне вместо широких брюк всё чаще видим на показах брюки прямого кроя. Получается, оверсайз теряет свою актуальность?
- Оверсайз нас покидает. Уже в новых коллекциях вы практически нигде не увидите его. Это будут топы, подчеркивающие фигуру, или облегающие бедра брюки. Если они широкие, то это вайд лег, то есть у них расширение от бедра, а сами бедра подчеркнуты. Поэтому, да, с оверсайз мы расстаемся. Кто-то будет плакать по этому поводу, кто-то радоваться. Я отношусь к этому так: время идёт, топтаться на месте нельзя. Сегодня мы носим одно, завтра другое.
- Есть какие-то универсальные рекомендации, как жителям нашего региона скорректировать подход к одежде? Может быть, стоит утилитарно к этому относиться, покупать что-то более практичное? Или ориентироваться на тренд?
- Я считаю, что всегда должен быть рациональный подход, чего, к сожалению, у нас не вырабатывается годами. Я постоянно работаю с женщинами, у которых спонтанные покупки: это «мне понравилось по цвету», это на случай «вдруг похудею». И так накапливается шкафчик, а потом прихожу я и начинаю разбирать его с вопросом: «А это зачем?». Поэтому должен быть подход такой: каждому нужен базовый гардероб, в котором присутствуют около 10 вещей, и они все подходят друг к другу. Базовые брюки, базовая юбка, базовое платье, две вещи из нижнего слоя и две верхушки. Когда всё это сочетается друг с другом, то ваш гардеробный вопрос решён. А к базовому гардеробу можно добавлять капсулы. Что такое капсула? Это от трех до пяти ситуативных вещей. Например, капсула на выход. Или капсула на свадьбу, в поход, на юбилей. К утилитарному гардеробу мы добавляем несколько вещей, которые скрасят жизнь по каким-то поводам, самое главное, сэкономят деньги без хаотичных покупок. Этим я обычно занимаюсь с людьми, которые ко мне обращаются. Формирую базовый гардероб.
- Мы уже упоминали деловой костюм, поговорим о нём подробнее. На модных подиумах этого сезона стиль «офискор» стал более экстравагантным. Строгие деловые костюмы теперь не актуальны?
- Да. Год назад мировые дизайнеры вывели на подиум офискор. Он сейчас вошел в наш гардероб, но стал не такой строгий. Вот вы, например? Отличный пиджак очень модного серого цвета, но он укороченный, трендовый и с джинсами. Вы этот офискор трансформировали в кэжуал, и он прекрасно смотрится. Так подходят очень многие к решению своего повседневного образа.
Мне кажется, пиджак сейчас есть у каждой женщины, потому что без него невозможно себе представить базовый гардероб. К нему прикрепляется всё. Вот представьте, есть у вас один пиджак, например, серого цвета. Мы подбираем к нему топ бледно-бледно-розовый, джинсы, темно-серые брюки, черную юбку. Это у нас с вами деловая капсула уже на четыре вариации. Белая рубашка мужского кроя и хорошая вишневая водолазка тоже чудесно увязываются с ним. Ко всему этому можно добавить платье-комбинацию либо вишневого цвета, либо черного, либо молочного. Так пиджак становится основой базового гардероба, в котором у вас будет всё для работы, повседневной жизни, выхода в люди.
- Есть ли тренды, которые в этом сезоне вас удивили?
- Меня по-прежнему удивляет бахрома. Она второй сезон держится, и я совсем её не понимаю. Она может быть, конечно, элементом субкультуры или каких-то разовых образов, но так входить в тренды моды…
Совершенно не приемлю голые животы. Первое, это красиво смотрится на единицах. На всех остальных некрасиво. Человечество всегда было так устроено: люди хотят быть привлекательными для противоположного пола. Голый живот — это один из таких трендов. Первое — это некрасиво, а второе — очень вредно для здоровья, тем более у нас.
К «диким» трендам можно отнести сетку, прозрачные вещи. С одной стороны, подходят, например, для клубной жизни или вечерней, там это красиво. Топ из сетки, надетый на специальный топик, эффектен. Это может быть платье-сетка, но мы его надеваем на чехол небольшого платьица-футляра, тогда замечательно. В магазинах к таким топам и платьям надо прикладывать этикетку: «Носить после шести вечера и только по поводам!». Люди, к сожалению, у нас не только так их используют. То же самое касается кружева и кроше, которые сейчас в тренде. К повседневной одежде они почти не имеют отношения.
Я ещё не сказала про один тренд — длина макси у верхней одежды. Я рада, что он вернулся, потому что очень функционален в Архангельске. Когда мы юбку надеваем, думаем, что надеть на ноги, чтобы было тепло. Если у вас длинная макси-одежда (пальто, пуховик или стёганая юбка), то проблемы нет. Эти решения верхней одежды для нас, архангелогородок. Тренд долгоиграющий, он, скорее всего, на несколько лет. Макси-верхняя одежда только-только вошла в моду в этом сезоне, самые продвинутые магазины продают пальто в пол. В остальных их пока нет. Они появятся, скорее всего, в весенних коллекциях, в Архангельск немножко с запозданием всё поступает. Но вот пальто, плащи в пол, пуховики — это очень практично. Кто не пробовал, всем советую. У вас не будет вопроса, как длина юбки соотносится с верхней одеждой. С длинной верхней одеждой всё сочетается. Уйдет головная боль по поводу того, какая длина сапог, полуботинок вам нужна. Будет проблема, какие шарфик и шапку выбрать, все.
- У модных трендов есть привычка быть цикличными. Что вернулось к нам из прошлого в этом сезоне?
- Сейчас всё вернулось из «нулевых»: обувь на толстой платформе, квадратных каблуках, юбки-макси, приталенные пиджаки, топы по фигуре, свитера. Это 1999, 2000, 2001 годы.
Короткие пиджаки — это граница веков, переход, длинные пальто в пол — в основном 2001, 2002, 2003 годы. На это же время приходится сетка.
Что касается брюк: в начале нулевых только-только клёш появился как раз. Клёш — это расширение от колена. Расширение от бедра — это вайд лег, другой фасон совсем. Но уже на подходе трубы, прямые брюки, и узкие брюки, регулар.
- Получается, кто-то сейчас из закромов всё достал, доволен?
Я, например. Не всё, а то, что сохранилось. Если люди следили за модой, у них есть качественные фирменные вещи, которые, как правило, не теряют актуальности, то можно их освежить, встряхнуть, отпарить и дать вторую жизнь. Это тоже модный тренд, называется «рациональное потребление».
- И последнее. Топ-5 вещей от Елены Резицкой для осенне-зимнего гардероба каждой женщины?
Первое — полуприлегающий пиджак, свободный в талии. Он всегда длинный до линии шага, поэтому не укорачивает ноги, не удлиняет туловище, закрывает проблемные части тела.
Второе — брюки клёш из любой ткани либо брюки регулар. Они должны находить на каблук, тогда удлиняют ноги.
Третье — топ по фигуре.
Далее идет кардиган или свитер полуприлегающий до талии или чуть ниже талии, подчеркивающий фигуру.
Обязательно трикотажное платье-свитер. Вы встаете утром, не беспокоясь, что с чем сочетать, впрыгиваете в эту модель. Оно может быть до колена, но я предпочитаю ниже икры, просто идеальный вариант, который подойдет к нашим ботинкам на высокой шнуровке, сапогам челси, зимним дутышам.
Можно шестое? Длинная юбка-макси. Таких юбок у меня штук восемь в гардеробе разных: кожаных, джинсовых, трикотажных. Вне зависимости от возрастов они актуальны: атласные юбки уже пять сезонов держатся, джинсовые — два, плиссе так никуда не уходит и не собирается, кожаные юбки только появились в сезоне. Это функционально и классно.
Фото из личного архива Елены Резицкой