О правах детей, важности правовых знаний и сотрудничестве семьи и школы «Правда Севера» поговорила с Галиной Королёвой, юрисконсультом государственного регионального центра психолого-медико- социального сопровождения «Надежда»
«Не только
права, но и обязанности»
– На обучающих
семинарах, конференциях, которые наши
специалисты регулярно проводят для
педагогических работников, мы нередко
сталкиваемся с тем, что педагогам не
хватает правовых знаний, — говорит
Галина Королёва. — Задаёшь прямой
вопрос: «Кто читал закон „Об образовании“?»
В лучшем случае оказывается, что
просматривали по диагонали. Из-за этого
нет чёткого представления не только о
своих правах, обязанностях. Но и об
обязанностях, правах учащихся.
– Если
правовых знаний недостаточно, то,
вероятно, сложно и права соблюдать…
– Безусловно.
Между тем школа — место, где дети проводят
основную часть своего времени. И если
возникают какие‑то проблемы, негативные
моменты, связанные в том числе с поведением
учащихся, нарушением их прав, то они
проявляются в школе.
Это не значит,
что школа — единственная организация,
которая должна с этим работать. Причём
негативные процессы далеко не всегда
обусловлены пребыванием ребёнка в
школе. Здесь они только проявляются,
становятся очевидны проблемы, возникающие
в обществе, в семье. А школа это видит,
фиксирует. И обязана принимать меры,
сигнализировать, чтобы все уполномоченные
органы, должностные лица отрабатывали
«свою часть». Одной школе не справиться.
Речь — о сотрудничестве в интересах
детей. Отношения между школой и родителями
в норме также должны выстраиваться как
партнёрские.
Но когда мы
работаем с социальными педагогами,
педагогами-психологами образовательных
организаций, к сожалению, слышим обратное
— сотрудничество выстраивается сложно.
На восстановительных программах, которые
проводит отделение медиации центра
«Надежда», часто выясняется, что
проблемные отношения возникли не только
из‑за ссоры между учениками — нарушены
отношения между учителем и учеником,
детско-родительские отношения, отношения
между родителями и школой. И это лишь
часть проблем, связанных с обучением и
воспитанием детей.
«Не про школу»
– Но долгое
время вообще была установка, что в школе
оказываются лишь «образовательные
услуги». А «услуга» — это, скорее, не
про партнёрские, а про потребительские
отношения. Воспитательная функция
выносилась за скобки образовательного
процесса.
– По поводу
«долгого периода» не соглашусь. Когда
в 1992 году был принят закон «Об образовании»,
понятие образования трактовалось как
«процесс обучения и воспитания».
И в законе,
принятом в 2012 году, понятие звучит так
же. «Образование — единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения». Об
образовательных услугах закон упоминает
только в случах оказания платных услуг.
Попытки свести образовательную
деятельность к понятию «образовательная
услуга» обусловлены, видимо, тем, что
этот термин используется при регулировании
вопросов управления и финансирования
в системе образования. Но ошибочное
представление, что воспитательная
функция — «не про школу», до сих пор
встречается среди педагогов.
А по поводу
потребительского отношения… К сожалению,
перекосы есть. Раньше, возможно, они
были даже больше в сторону того, что
«родители всё должны» — заботиться о
воспитании, обучении, — а школа лишь
оказывает «услуги образовательные».
Но сейчас,
скорее, противоположная тенденция.
Говорят об этом как в педагогическом,
так и в родительском сообществе — у
школы сплошные обязанности, а у учеников
и родителей — сплошные права. Случись
что, кто виноват? Конечно, школа…
«Дефект воспитания»
– Но, к
сожалению, немало примеров, об этом
писала и «Правда Севера», когда школа
перестаёт быть территорией безопасности.
Если ученика побили на перемене, толкнули
с лестницы. Кто будет отвечать?
– Очень
серьёзный момент. Школа обеспечивает
безопасность, охрану жизни, здоровья
всех участников образовательного
процесса. Но в ситуации, когда возникают
вопросы, связанные со взысканием вреда
материального и морального, действуют
и нормы Гражданского кодекса. И статья
1073 говорит о том, что если малолетний
ребёнок в возрасте до 14 лет причинил
вред в то время, когда он находился под
надзором образовательной организации,
— организация отвечает за причинённый
им вред, но в том случае, если не докажет,
что вред возник не по её вине.
То есть,
поскольку вред причинён конкретными
действиями конкретного обидчика, школа
может доказывать в суде, что со своей
стороны она приняла все необходимые
меры для обеспечения безопасности.
Есть устав
школы, где предусмотрены правила
поведения, действуют правила внутреннего
распорядка. С учениками проводился
инструктаж, как необходимо себя вести
и так далее. И, допустим, если обидчик
проявлял агрессивное поведение и раньше,
на него поступали жалобы, с ним проводились
занятия, корректирующие поведение, а с
родителями велись профилактические
беседы, но рекомендации не были восприняты
и выполнены… то в данной ситуации
прослеживается явный дефект воспитания
в семье.
– Получается,
школа не будет ответчиком?
– Родители
пострадавшего ребёнка могут предъявить
претензию к школе, но если это будет
требование только к школе и она докажет,
что это не её вина, суд в иске может
отказать. В данном случае в качестве
надлежащего ответчика необходимо также
привлекать обидчика, его законных
представителей.
«Учитель не нашёл подход…»
– Но,
возможно, «профилактические беседы»
проводились не совсем доходчиво.
Возможно, семья не видит проблемы. Но
если, например, третьеклассник постоянно
кого‑то пинает, по голове учебником
бьёт, а в школе проводят работу и «ничего
не могут поделать». Как быть?
– Свои
полномочия школа обязана выполнять в
полной мере. Речь в том числе о полномочиях
по оказанию психолого-педагогической
помощи. При этом нередко проблема
оказывается в состоянии здоровья самого
обидчика — психологических особенностях.
И страдают не только одноклассники,
учителя. Ребёнок сам от себя страдает.
Ребёнок может
никого не бить, а просто не соблюдать
нормы. Он физически и психически не
способен контролировать своё поведение.
Сидит, например, весь урок под партой,
что‑то выкрикивает или бегает по
классу. С такими случаями наши специалисты
также работали. Причём семья обидчика
часто жаловалась первой: «Учитель не
нашёл подход к ребёнку!» И педагог порой
уходит из школы…
Алгоритм
действий здесь такой. В первую очередь
должна быть проведена работа с родителями,
разъяснены не только права, но и
обязанности. Школа может дать направление
на психолого-медико-педагогическую
комиссию, будет проведена диагностика
ребёнка.
– Но семья
ведь может отказаться? Сказать: «Нам
этого не надо». Или даже, если комиссия
выявит отклонения, даст рекомендации
— не будет их исполнять.
– Действительно,
должно быть согласие родителей. Но за
неисполнение родительских обязанностей
по обучению и воспитанию детей родители
также могут быть привлечены и к
административной ответственности.
Если действуют
вопреки интересам ребёнка, полномочия
по обеспечению прав ребёнка имеют органы
опеки, комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав. Может быть назначен
представитель интересов ребёнка, который
вместо родителей даст согласие на
обращение в ПМПК и в случае необходимости
согласие на исполнение рекомендаций.
Допустим, о переводе на коррекционное
обучение. Выбирается образовательный
маршрут. Родители не выполняют? Может
быть предъявлен иск об ограничении в
родительских правах.
В моей практике
была история, когда мальчик не мог
окончить первый класс, не усваивал
программу. ПМПК рекомендовала коррекционное
обучение. Но мама это отвергла, обвинив
школу в «неумении учить». С трудом
ребёнка перевели во второй класс. Затем
оставили на второй год, на третий… В
итоге мама перестала водить сына в школу
совсем. И, по сути, нарушила его право
на получение образования.
Вмешались
органы опеки. Был предъявлен иск об
ограничении в родительских правах.
Ребёнка изъяли из семьи, отправили в
коррекционную школу-интернат. И только
там мальчик смог окончить второй класс.
Причём учиться начал с большим интересом…
«Мы далеко живём»
– Несколько
лет назад был и другой случай. Родители
в результате своих амбициозных требований
не обучали сына, потому что «жили далеко».
На помещение ребёнка в пришкольный
интернат согласие не давали.
Можно сказать,
у семьи пошли на поводу — заключили с
ними договор, устроили на работу как
педагогов. И они, обучая своего ребёнка,
получали зарплату.
– То есть
это было индивидуальное обучение?
– Практически
да. Но оснований для него не было. Ребёнок
не имел проблем со здоровьем, мог сам
посещать занятия. То есть требования
родителей к школе в данном случае
являлись завышенными. Это не было и
семейным обучением, поскольку вопросы
организации такого обучения в первую
очередь ложатся на плечи родителей, а
школа проводит только итоговую аттестацию.
Но когда
ситуацию попытались привести в
соответствие с законом, родители
продолжали настаивать: «Платите, и мы
будем его учить сами!» Был подан иск об
ограничении их в родительских правах.
Мама с папой пообещали исправить
ситуацию, ребёнок остался в семье. Но
обязательства свои они не выполнили.
– Мальчик
окончил школу?
– Нет. И, к
сожалению, дело не было доведено до
конца. Больше исков к родителям органы
опеки не предъявляли. Но продолжение у
истории печальное. Став взрослым, сын
начал обращаться с обвинениями, жалобами
на школу, на органы образования и… на
своих родителей: «Почему их не лишили
родительских прав?»
Отчисление — мера крайняя
– За «плохое
поведение» ребёнка могут отчислить из
школы?
– В уставе
школы должны быть требования о соблюдении
дисциплины, а за нарушение устава могут
применяться меры дисциплинарного
характера. К ним относится и отчисление.
Но только в случае, если ребёнок достиг
15‑летнего возраста и ранее привлекался
к дисциплинарной ответственности. И
принятые меры, в том числе педагогического
воздействия, не дали результата —
дальнейшее пребывание ученика в школе
оказывает отрицательное влияние,
нарушает права всех участников
образовательного процесса.
– А если
школьному хулигану меньше 15 лет,
отклонений по здоровью у него нет, но
поведение такое, что причиняет вред
здоровью других?
– Любые
правонарушения: оскорбления, в том числе
и в адрес учителя, нанесение побоев,
причинение телесных повреждений — это
всё подпадёт под действие Административного
или Уголовного кодекса. Даже если ребёнку
9 лет и его нельзя привлечь к административной
ответственности в силу возраста — это
постановка на профилактический учёт.
И вопросы к родителям — административная
ответственность за неисполнение
родительских обязанностей.
Если подросток
совершает более серьёзные общественно
опасные деяния и речь об отказе в
возбуждении уголовного дела, так как
он не достиг возраста привлечения к
уголовной ответственности, причём
соответствующие постановления выносились
неоднократно, — подросток может быть
направлен в спецучреждение закрытого
типа. Это не колония, а учебно-воспитательное
учреждение в системе образования.
– С какого
возраста?
– С 11 лет.
В Архангельской области два таких
учреждения — в Няндомском округе и
Североонежске. Направляют туда
несовершеннолетних, которые нуждаются
в особых условиях воспитания и обучения.
Решение выносится судом.
«А от побоев страдал весь класс…»
– Но даже
перспектива того, что ребёнок может
попасть в спецучреждение, иногда хорошо
«встряхивает» родителей. Так, например,
в школе одного из районов области
несколько лет назад была история —
одиннадцатилетний ученик постоянно
кого‑то бил. За девять месяцев в
отношении него было вынесено 37
постановлений об отказе в возбуждении
уголовного дела. В школе «терпели» и не
понимали, что с ним ещё делать. На самом
деле, это яркий пример отсутствия
правовых знаний и бездействия со стороны
органов системы профилактики.
Разъяснительная
работа с мамой результатов не давала. Более
того, мама оправдывала действия сына:
«Он не виноват!» А от побоев страдал
весь класс. За это время поменялось три
учителя…
В итоге после
вмешательства прокуратуры маме всё‑таки
разъяснили права и родительские
обязанности, поставили вопрос о
направлении её ребёнка в спецучреждение
закрытого типа. И мама осознала масштаб
трагедии — воспользовалась помощью
специалистов, психологов. Ребёнка
перевели на индивидуальное обучение
по состоянию здоровья.
– Но
получается, всё это время и родители
пострадавших детей тоже «терпели» и не
защищали их права? Иски в суд не
предъявляли?
– Жалобы
писали, но иски не предъявляли. Хотя в
данной ситуации было очевидно, что есть
недостатки в воспитании ребёнка в семье.
И поскольку ребёнок малолетний,
ответственность за его действия несут
родители. Наверное, если бы было
предъявлено 37 исков к маме… И даже если
бы каждый раз суд взыскивал по одной
тысяче рублей материального и морального
ущерба… возможно, мама задумалась бы
чуть раньше, кто на самом деле виноват.
«Нарушаю — несу ответственность»
– А если
буллингу повергается учитель? Несколько
лет назад в одном из городов Архангельской
области произошла история, когда молодую
учительницу «затравили» коллеги-педагоги.
По их мнению, она была слишком «не такая»
— книжная, «не из того века». Причём
притеснения начались даже не по поводу
того, как педагог вела предмет, а именно
из‑за того, как она выглядела. Самое
печальное, учитель ушла из школы, долгое
время восстанавливала своё психологическое
здоровье.
– Это
абсолютно недопустимая ситуация.
Повторю, администрация школы несёт
ответственность за безопасность всех
участников образовательного процесса.
В том числе и учителя. Более того, речь
и о соблюдении трудовых прав. Педагог
имела все основания предъявить требования
к администрации школы об устранении
нарушений её прав и даже иск в суд. С
подобного рода буллингом в своей практике
я не сталкивалась. Но знаю ситуации,
когда ученики пытались третировать
учителя.
По закону за
действия малолетних детей должны
отвечать родители. Подростки с 14 лет
сами несут гражданскую ответственность,
если не имеют достаточных средств —
родители. Но принимать меры обязана и
администрация школы.
Администрация
также должна обеспечить взаимодействие
с родителями детей. Это тот случай, когда
одной школе с проблемой не справиться.
Проблема может быть решена с участием
всех сторон конфликта, с привлечением
родителей, специалистов.
Нельзя
закрывать глаза на негативные факты.
Каждый участник образовательного
процесса должен знать свои права, но и
осознавать обязанности: «Нарушаю —
несу ответственность».
На одной стороне
– И ещё один
важный момент. Если родители видят, что
педагог не только старается дать знания,
но и душой болеет за детей, неравнодушен,
— надо учителю помогать.
Установка
родителей «Нам все должны» может привести
к профессиональному выгоранию педагога.
К тому, что истинные педагоги просто
уйдут из школы. А останутся функционеры,
которые отвели урок «от сих до сих», и
что там дальше…
Хотим
действовать в интересах ребёнка,
заботимся о его безопасности, нормальном
нравственном развитии? Семья и школа
должны сотрудничать. Не враждовать, не
вставать «каждый на свою сторону» —
договариваться, быть на одной стороне
в желании сделать жизнь ребёнка
гармоничной.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ
Иллюстрации
Андрея Журавлёва и Яна Мальцева