В 1859 году, 165 лет назад, основано Общество Московско-Ярославской железной дороги, которое построило трассу не только до Ярославля, но и архангельско-вологодскую
127 лет назад, 17 ноября 1897 года, состоялось торжественное открытие архангельско-вологодского пути.
Начало пути
165‑летие частной компании — Общества Московско-Ярославской железной дороги — статьёй «До самого океана», опубликованной в номере «Литературной газеты» за 9–15 октября нынешнего года, отметил заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов. В частности, в публикации названы учредители компании, среди них — Иван Мамонтов, отец широко известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. В 1869 году Иван Фёдорович ушёл из жизни; его старый соратник Фёдор Чижов написал принявшему отцовские дела Савве: «Я, осторожный из осторожнейших, второй сапог из пары с твоим батюшкой, хочу и почти требую, чтобы ты, наследник наш, двинул железный путь к Ледовитому океану». Как сказал автор «Литературки», «младший Мамонтов загорелся этой идеей».
В 1870 году трасса пришла в Ярославль. Ещё через два года довели путь до Вологды.
Дорога приносила хороший доход, но осторожные владельцы выпущенных Обществом акций продолжить строительство решились не сразу: от Вологды к Архангельску — болота и тундра. (Только Мошенское болото — 23 версты). Лишь «…весной 1894 года Общество Московско-Ярославской железной дороги обратилось в Министерство финансов с ходатайством о предоставлении ему концессии на строительство и эксплуатацию новой трассы, которую планировалось довести до Архангельска».
Проект получил поддержку министров финансов и путей сообщения.
Осенью 1897 года бригады рабочих приближались к берегам Северной Двины.
«Новая дорога отличалась оригинальной архитектурой станций — она диктовалась вкусом эстета Мамонтова», — написал также Арсений Замостьянов.
Срок определили жёсткий
В статье о Савве Мамонтове, опубликованной в томе «Культура Архангельского Севера» «Поморской энциклопедии», краевед В. А. Сметанин подчеркнул, что строительство линии Вологда — Архангельск стало первым в мире в своём роде опытом на Крайнем Севере. «Построив дорогу за 3,5 года, Мамонтов продемонстрировал возможности русской инженерной мысли и практики».
Однако, как известно, дорогу строили не только инженеры, но и изыскатели и рабочие. К ней непосредственное отношение имеет и архангельский губернатор А. П. Энгельгардт.
Краевед, почётный гражданин Архангельска Геннадий Попов полагал, что рано умерший Александр Энгельгардт по масштабу личности не уступал реформатору Петру Столыпину.
Изучив многие материалы Государственного архива Архангельской области, Геннадий Павлович Попов 22 страницы книги «Губернаторы Русского Севера» отвёл строительству дороги Вологда — Архангельск.
В 1890–1893 годах Энгельгардт служил вице-губернатором в Смоленске и Казани. В 1893 году стал главой Архангельской губернии. «В считанные дни» Александр Платонович познакомился с общим состоянием дел в губернии, наладил «необходимые контакты с органами городского самоуправления, русским и иностранным купечеством, морским портом, учебными заведениями, духовенством…»
Первостепенное место в обширнейшей программе мер, «направленных к удовлетворению насущнейших нужд нашего края», заняли меры по развитию путей сообщения, потому что, как резонно считал Энгельгардт, «при современных условиях торговли и промыслов только сооружение усовершенствованных путей сообщения и быстрота сношений могли бы возродить промышленную жизнь края и вызвать к жизни его естественные богатства, которые дают полную возможность населению развить и упрочить своё благосостояние, занимаясь звериным, рыбным, лесотехническими и горнозаводскими промыслами, если бы оно имело возможность покупать сравнительно дешёво хлеб (выделено С. Д.) и нашло бы обеспеченный сбыт продуктам своего промысла».
Правительство России выделило кредит на сооружение лишь узкой колеи Вологда — Архангельск, так как чиновники не видели перспективы развития нашего порта из‑за обмеления главного фарватера в устье Северной Двины.
По контракту строительство дороги нужно было закончить не позже 1 января 1898 года. Для пути в 595 вёрст срок жёсткий. В 1894 году с наступлением морозов началась «валка просеки». Зимой 1895–1896 годов на трассе было занято до 10 тысяч человек — небывалый размах для Севера.
«От Исаковой Горы — ныне это станция Исакогорка — крестьяне окрестных деревень начали рубить просеку „шириною 30 сажен“, получая плату от 60 копеек до рубля в день. Но они выразили недовольство такой низкой оплатой их труда и предъявили, — читаю у Г. П. Попова, — начальнику участка ряд других требований, в том числе — строить на каждой версте две казармы для временного проживания. Железнодорожная администрация нашла эти требования неумеренными, но бараки решено было всё‑таки ставить не далее трёх вёрст один от другого».
Строили дорогу и жители Симбирской, Рязанской, Нижегородской и других губерний, у которых были свои претензии к подрядчикам. В конце мая 1895 года около 600 человек бросило работу и 31 мая собралось в Архангельске, около губернаторского дома. Подобного проявления массового недовольства, да ещё крестьян, Архангельск в ХIХ веке не видел. (Официальная газета «Архангельские губернские ведомости» ничего о нём не написала.) Толпа бушевала… Энгельгардт один вышел к ней в генеральском мундире, выслушал её требования; в дальнейшем принял меры к улучшению условий работы и быта, ознакомившись с ними на линии дороги. Пришлось на месте изменить пункт контракта, в котором говорилось, что «работы продолжаются от зари до зари». По его предложению рабочее время определено от пяти часов утра до восьми вечера с отдыхом в три часа в течение дня. Отменил он и круговую поруку, при которой за проступок одного приходилось расплачиваться всему коллективу.
Затем А. П. Энгельгардт осматривал дорогу вместе с министром путей сообщения князем М. И. Хилковым. 1 сентября 1895 года газета «Новое время» написала об инспекции следующее: «Работы идут деятельно и правильно. От Архангельска на линии находится 7000 рабочих, 10 врачей, 21 фельдшер и 15 студентов-медиков…»
В начале 1896 года Энгельгардт сообщал в Петербург, что построено уже четыре моста, уложена рельсами 21 верста пути; сооружены 113 бараков, 47 столовых и кухонь, шесть приёмных покоев для больных.
«Забудем отныне томительный путь…»
Наконец «Архангельские губернские ведомости» в номере за 19 ноября 1897 года написали: «17 ноября останется, без сомнения, навсегда в памяти жителей города Архангельска. В этот знаменательный день за рекой Двиной, на Глуховском острове, в двух верстах расстояния от города, состоялось торжественное открытие… Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Таким образом, дорога окончена постройкой менее чем в три с половиной года.
Празднование столь важного для нашего далёкого края события началось в самом Архангельске с утра 17 ноября. Присутственные места и частные дома расцветились флагами; по всем улицам заметно было необыкновенное оживление: знакомые и родственники съезжались друг к другу, чтобы вместе отправиться в Глухое».
У здания Глуховского вокзала (он же «Архангельск-пристань») заканчивалась колея северной магистрали. Главный же вокзал находился на станции Исакогорка.
На открытие дороги прибыл Савва Мамонтов с дочерьми Верой и Александрой. Вера — «девочка с персиками» на известном портрете Валентина Серова. Насыщенный день завершился балом в Коммерческом собрании (ныне Марфин дом), который продолжался всю ночь.
Губернская газета рассказала: «Царившее на балу оживление не поддаётся описанию… Около двух часов пополуночи состоялся ужин… кушанья подавались в натуральном виде, например целая туша с головою оленя или глухаря с распростёртыми крыльями».
Александр Энгельгардт держал речь с бокалом шампанского в руке: «Не правда ли, господа, нам дышится сегодня как‑то особенно легко, мы как будто освободились из заточения. До сегодняшнего числа сообщение с остальною Россиею, с остальным миром нам преграждали то скованное льдом море, то снежные сугробы, то мелководье рек… Мы знаем, что когда нам понадобится, мы в два дня будем в Москве, через три — в Петербурге. Живой пример перед нашими глазами — наши гости: ещё вчера они были в Москве, сегодня они здесь, в Архангельске, с лишком за тысячу вёрст от Москвы.
Забудем отныне томительный путь в повозке, шубе и валенках и станем пользоваться всеми удобствами быстрого и спокойного сообщения по железной дороге».
Савва Иванович Мамонтов в ответном тосте сказал, что ему не раз приходилось слышать, будто по улицам Архангельска бродят белые медведи, но убедился, что «не приезжим из центральных губерний приходится вносить сюда культуру и цивилизацию, а, наоборот, самим учиться в Архангельске многому хорошему…»
В 2008 году актёр и режиссёр Евгений Герасимов закончил интересный сериал «Савва». О том, как тяжело далась промышленнику Мамонтову наша дорога, в этой картине тоже рассказано.