Алёна
Валькова, ландшафтный дизайнер, художник
по дереву, известна далеко за пределами
области, как автор огромных рябчиков
на въезде в Пинегу, занесённых в Книгу
Рекордов России,
и трехметрового
хвоста кита на «Тайболе-2019». Очевидно,
эта хрупкая девушка способна на
впечатляющие масштабные проекты, однако
в последнее время масштаб её скульптур,
в основном деревянных, выражается скорее
в смыслах и мастерстве, чем в размерах.
Но впечатление от последних работ не
менее ошеломляющее.
Судите
сами.
Истории,
написанные деревом
Например, совсем недавно деревянная «Большуха» Алёны покорила множество пабликов, набирая тысячи просмотров и восторженных реакций. Действительно, трудно не задержать взгляд на такой многокомпонентной скульптуре с глубоким смыслом, которая кажется основательной и крупной. Однако интересно, что эта композиция совсем не большая, около 40 см, и выросла она из ...черпака, найденного на свалке в Кимже. Удивительно точно удалось автору сделать его смыслообразующей деталью – черпак здесь и бытовой предмет за спиной хозяйки, и символ «святости» северной женщины, способной держать в своих руках целый мир, оберегая его.
Такой же символичной основой для другой скульптуры – «Северное сияние» – стал вёрш, заготовки для корзин, принадлежавшие родному деду Алёны, которого нет уже 24 года.
– Когда возникла мысль о
создании северного сияния, сразу подумала
про эти дедушкины дранки – прямые,
тонкие, широкие, если грубо обломить –
рваные края очень мне напоминают сполохи,
– делится мастерица.
Так, заботливо сохранённое дедом в старой бане обрело новую жизнь в руках внучки. Да ещё какую жизнь! Целая история из дерева получилась, в которой снова ни одной случайной детали: узнаваемый северный дом с уютными окнами и затопленной печью, живым во всех смыслах дымком, который, выплывая в морозное небо, встретился взглядом с настоящей «красоткой» – северным сиянием. Чем не поморская сказка?
Каждую новую композицию мастерица дополняет лаконичными, но очень ёмкими авторскими комментариями: это имеет особую ценность, раскрывая ключевые смыслы творения и детали процесса, что подчас не менее важно, чем сами скульптуры. Так Алёна описала одно из наиболее щемящих своих произведений под названием «Последний скитник», который изображён обнимающим купол старинной церкви:
– Помоги же ей, Господи, или забери, чтоб не мучилась! – дрожащим голосом просит скитник. Последний. Прижимает к груди шаткий силуэт забытой всеми церкви, прячет – сиверко не на шутку со спины кусает. Балки на церквушке шатаются, гнилые доски скрипят свою многолетнюю тоскливую песню. Это ему, последнему, досталось видеть, как растворяются остатки уникального деревянного Севера. Своими силами он как может поддерживает жизнь обители, дотягивая свой век и её.
Это как раз тот случай, когда лучше автора и не скажешь, остаётся лишь удивляться, как хватает сердечной силы не только на создание таких работ, но и на столь пронзительное их представление. Кстати, за основу святыни был взят образ фрагмента церкви Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Чикинская.
Мало или достаточно?
Эти и другие скульптуры, созданные Алёной, не просто завораживают, а возвращают к чему-то главному, исконному, нередко позволяя ощутить прилив душевной теплоты. Трогательная баба Шура с котом на коленях (композиция «Медвежий угол»), поморская деревенька на «спине» охлупня, дед Лука – образ северного плотника, а также очень реалистичные животные и многочисленные панки (поморские обрядовые куклы), коники, хранители сузёмов с росписью и камнями пинежской земли... Всё это так и просится быть представленным широкой аудитории на персональной выставке, чтобы у почитателей таланта и туристов была возможность прочувствовать энергию Севера и замысел автора в деталях. Тем более что в Пинеге небольшая выставка уже состоялась в этом году.
Впрочем,
сама Алёна считает, что её деревянной
коллекции для масштабного выставочного
проекта пока недостаточно, и, возможно,
на такое решение влияет её природная
скромность. Хотя большой вопрос, должно
ли
в одном пространстве
быть много экспонатов, настолько
насыщенных деталями и смыслами, учитывая
то эмоциональное воздействие, которое
они оказывают...
Ведь сильнейшее впечатление производит
буквально каждая работа мастерицы, в
том числе те, которые она сама считает
в той или иной степени неудавшимися.
Например, «забракованная» Алёной
«Военная весна» потрясла до глубины
души множество людей, набрав на её
странице ВКонтакте более сотни
комментариев и тысячи лайков.
На своём месте
Столь мощное воздействие через творчество наверняка объясняется талантом, выросшим в уникальной питательной среде, которой является северная природа. С самого детства Алёна была тесно связана с той землёй, где выросла в созвучии с пинежскими просторами, лесами и реками. Даже будучи ребёнком, она, среди прочих заманчивых профессий, мечтала стать лесником! И несмотря на то, что путь к самоопределению пролегал через обучение в Архангельске и вероятность жизни вдали от дома, всё равно эта нерушимая связь вернула её туда, где сердце на месте – в родную Пинегу.
Кстати, когда известный телеведущий
Валдис Пельш на съёмках программы про
Север лично познакомился с мастерицей,
они обсуждали переезд ближе к столице,
где, как принято считать, больше
возможностей для реализации талантов.
Позже он прокомментировал, что таким
людям, как Алёна, крайне важно жить и
творить там, где они чувствуют себя на
своём месте, а именно – в неразрывной
связи с корнями.
От веточек до дерева
Всё, что сейчас художница делает из дерева, выходит живое, не только потому что это сам по себе живой материал, но и потому, что в каждое изделие привносится трепетная любовь автора к своему «дому» в самом глубинном смысле. Что-то, к примеру, рождается под народные песни, знакомые с детства, и это тоже неизбежно вплетается в авторские скульптуры. Что-то творится с использованием старинных предметов, в том числе найденных ...на свалках, где, по признанию Алёны, можно встретить бесценные экспонаты, антикварные вещи. Так соединяются история и творчество.
Интересно, что к деревянной скульптуре художница пришла далеко не сразу, начиная с плетения из веток и прутьев, собственно, поэтому её авторский проект называется «Плетёнка». Самый первый арт-объект появился в 2017 году во дворе родительского дома – это был конь почти реального размера. Через два года на фестивале «Тайбола» родился знаменитый хвост кита, восхитивший тогда всех участников мероприятия. В 2020-м году ребята из команды фестиваля пригласили Алёну поработать с ними над композицией, посвящённой экспедиции Георгия Седова, что сейчас украшает архангельскую набережную. Там-то и произошло близкое знакомство с деревом, как материалом для творчества, и с различными инструментами – под чутком руководством мастеров. Дальше, что называется, понеслось...
Благодаря деревянным 5-тиметровым рябчикам в Пинеге, возведённым Алёной с поддержкой множества людей, о мастерице узнали не только в области, но и по всей России, местные и федеральные СМИ регулярно рассказывают о самобытной художнице. А её изделия, соответственно, находят всё больше поклонников, чаще среди жителей Москвы и Петербурга, но постепенно география заказчиков расширяется до Германии, Нидерландов, Швейцарии, Норвегии...
Сейчас основное место работы Алёны – своя уютная мастерская или улица, в зависимости от проекта; помощники в реализации масштабных идей – родные и неравнодушные люди, в творческом процессе нередко участвуют любимые животные, которые всегда рядом, а источником вдохновения, конечно, остаётся Север и всё, что с ним связано. В итоге, творятся не вещи, а полноценный живой мир со своим неповторимым духом и атмосферой, пронизанной северными смыслами.
В этом контексте естественной видится и глобальная мечта Алёны о создании в Пинеге собственного парка со скульптурами – деревянными и плетёными, оригинальными фотозонами и ещё чем-то уникальным, что точно родится в процессе! Ведь, по словам мастерицы, идея всегда раскрывается новыми гранями во время её воплощения.
Однако, кроме творческой составляющей, в которой девушка чувствует себя как рыба в воде, есть ещё и организационная часть. Хватит ли Алёне сил добиться решения вопроса с оформлением земли для парка, пока неизвестно.
Но хочется верить, что такая красивая мечта, способная стать визитной карточкой не только Пинежья, но и всей Архангельской области, воплотится в реальность.
Елена Попова
Фото из личного архива Алёны Вальковой