В Гостиных дворах представили проект о набойке и набойщиках Архангельского Севера

Фотоальбом наполнен фотографиями более 100 музейных экспонатов из собраний четырёх музеев Поморья
Фото: историко-архитектурный комплекс «Архангельские Гостиные дворы»
Фото: историко-архитектурный комплекс «Архангельские Гостиные дворы»
Фото: историко-архитектурный комплекс «Архангельские Гостиные дворы»

В историко-архитектурном комплексе «Архангельские Гостиные дворы» прошла презентация фотоальбома-каталога «Цвета неба и воды. История о набойке и набойщиках Архангельского Севера», который реализован в рамках гранта Президента для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства. Авторы проекта — директор Архангельского краеведческого музея Александра Богданова и руководитель студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяна Валькова.

Издание основано на уникальных архивных документах, собранных Натальей Павловной Лютиковой. В него включены списки красильщиков конца XIX — н. XX в. на территории Архангельского Севера и составлен словарь терминов, характерных для набоечного промысла. Издание дополнено фотографиями более 100 музейных экспонатов из собраний Архангельского краеведческого музея, Каргопольского, Вельского и Шенкурского краеведческих музеев, в которых работала и изучала коллекции Наталья Лютикова. 

В основу книги легла статья Натальи Павловны по масляной набойке, которую авторам проекта передала Вера Голубева, ее ближайший друг, известный коллекционер и дизайнер. Ранее статья нигде не публиковалась. Наталья Лютикова много лет занималась темой набойки и набойщиков русского севера. Она работала в архивах Архангельской области, Москвы и Вологды, собирала сведения по Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Вологодской губерниям. По изученным материалам составила список, где около 1800 набойщиков, которые работали в Архангельской области, начиная с XVII века. По спискам можно увидеть, что это целые династии.

— Когда пять лет назад Натальи Павловны не стало, мы понимали, что работа недоведена до конца, что ее никто не допишет так, как бы это сделала она. Не было структуры всей книги, которая ею задумывалась. С соавтором книги Татьяной Робертовной Вальковой мы приняли решение и посоветовались с Еленой Шамильевной Галимовой, что, когда появится возможность издать книгу, то все, что касается рукописей Натальи Павловны, мы не будем менять, это ее систематизация, — рассказала Александра Богданова, директор Архангельского краеведческого музея. — Благодарю Елену Ивановну Дикову, ближайшего друга, художника, мастера, за то, что она доверила нам материалы, помогла со словарем терминов по набойке. И спасибо всей команде за интерес и труд, вложенный в фотоальбом-каталог.

Презентация книги пройдет и в музеях Архангельской области: 8 ноября в Каргополе, 9 ноября в Вельске, 10 ноября в Шенкурске. Кроме этого, 16 ноября издание будет представлено во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве, рассказали в пресс-службе музея.

Расскажет об издании директор Архангельского краеведческого музея, автор проекта Александра Богданова.

Поясним, «набойка» — это один из древнейших способов декорирования ткани, происходит от слова «набивать». На Русь техника пришла с Востока. Рисунок на ткань наносится при помощи деревянных досок — «манер». Также такая доска называлась «цветка», так как часто украшала ткань диковинной красоты цветочными композициями.

Набивными рисунками декорировали интерьерный текстиль (скатерти, обивки), одежду, шатры, знамена, облачение священников. Искусство набойки широко было развито в России вплоть до 30-х годах 20 века, когда появились мануфактурные фабрики и заводы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.