Число гражданских дел, рассматриваемых судами Поморья, ежегодно возрастает. Увеличивается количество разнообразных семейных споров, связанных с воспитанием детей.
Вопреки распространённым стереотипам судьи не имеют предубеждений в вопросах определения места проживания ребёнка, руководствуясь не приоритетом роли мамы в семье, но исключительно интересами детей.
Нередко бывшие супруги, как следует из материалов дел, вступают в новые союзы, и крайне важно, чтобы ребёнок оставался главным человеком в жизни родителя, не ощущал себя ненужным, отвергнутым, тем, чьими интересами пренебрегают. Подобное отношение и понятие «счастливая семья» несовместимы.
При этом следует из материалов дел, которые в апелляционном порядке рассмотрел Архангельский областной суд в последние годы, что всё чаще отцы подтверждают своё гордое звание родителя, доказывая: именно проживание с отцом в полной мере отвечает интересам ребёнка.
При рассмотрении таких дел, как правило, выясняется, что дети уже достаточно длительное время живут у папы, который полностью взял на себя заботы о воспитании, образовании, развитии ребёнка.
Тексты апелляционных определений Архангельского областного суда по спорам, затрагивающим интересы детей, нередко составляют несколько десятков страниц, где подробно аргументируются выводы суда, оцениваются доводы жалоб. Это серьёзные детальные исследования всех нюансов, связанных со взаимоотношениями в семье, условиями, созданными для проживания детей, анализом оказываемой им медицинской помощи, процесса получения детьми образования.
При разрешении семейных споров суд проводит оценку экспертизы детско-родительских отношений, сведений о родителях, их уровне дохода, месте работы и условий труда, данных, подтверждающих правопослушное поведение мамы и папы.
Так, в 2022 году уроженка Архангельской области привезла из другого района Поморья в областной центр дочку-дошкольницу, где после расставания супругов проживал отец ребёнка. Передав ему, объяснила, что у неё возникли жизненные трудности. Затем уехала, не сообщив о том, как надолго оставляет ребёнка у отца. У девочки не было с собой ни одежды, ни документов.
По прошествии года мама приступила к написанию жалоб на отца, по её словам, удерживающего дочь. Она обратилась в суд с иском об определении места жительства ребёнка по месту жительства мамы, сообщив, что дочери будет лучше у неё.
Отец сообщил, что, как и прежде, встречи и общение мамы и дочери возможны в любое время, они часто общаются по видеосвязи, по телефону, но уезжать к маме девочка отказывается. Она уверенно аргументировала свой выбор, поделившись негативным опытом жизни с мамой и её новым избранником.
Отец обратился в суд со встречным исковым заявлением, попросив установить место проживания дочери с ним, определить порядок общения ребёнка с мамой по предложенному им графику.
Отметим, что одной из отличительных особенностей подобных споров в последние годы стала предельно подробная детализация порядка общения в решении суда, призванная в полной мере обеспечить соблюдение интересов ребёнка.
В ходе проведения подробных диагностических исследований установлено, что именно с отцом и его новой супругой у девочки установились доверительные отношения, она ощущает внимание, тепло, поддержку. По месту жительства отца у ребёнка созданы все условия для воспитания и проживания, она посещает детское дошкольное учреждение, успешно развивается. Отец смог восстановить требуемые для ребёнка документы, включая свидетельство о рождении. Девочка получает всю необходимую медицинскую помощь.
Районный суд удовлетворил встречные исковые требования, поскольку пришёл к выводу, что проживание в семье отца в полной мере отвечает интересам ребёнка.
Архангельский областной суд, рассмотрев дело в апелляционном порядке, тщательно исследовал доводы жалобы, представленные характеристики, экспертные заключения, акты обследования, подробные данные об истце и ответчике, их образе жизни, а главное, их взаимоотношениях с ребёнком — и не усмотрел оснований для отмены или изменения решения районного суда.
Решение вступило в законную силу.
Необходимо отметить, что семейные, детско-родительские отношения — это динамичный, постоянно меняющийся, развивающийся процесс. Как следует из судебных решений, с течением времени мать или отец, меняющие свой стиль воспитания, отношение к ценностям и приоритетам ребёнка, выстраивающие с ним доверительные отношения, вновь обращались в суд. И суд приходил к выводу, что условия в семье истца изменились, как и отношение ребёнка к родителю, в таких случаях суд выносил новое решение.