В Ленинградском университете мы сдавали зачёт по зарубежному искусству. Я вытянул билет: английские живописцы XVII и XVIII веков. Из художников Великобритании мне известен был лишь Томас Гейнсборо. Только его «Графиня де Бофор» могла стать моим ангелом-спасителем. Решил идти ва-банк и рассказать о первой своей любви. Свой ответ начал так: «Я служил на Дальнем Востоке».
Преподавательница Галина Ивановна раньше работала в Эрмитаже. Она скучала от постных ответов моих однокурсников. После моих слов о службе в армии она встрепенулась и удивлённо уставилась на меня. А я как ни в чём не бывало продолжал откровенничать: «Кто‑то из офицеров принёс в комнату отдыха «Огонёк». Я раскрыл журнал и замер. Со страницы смотрела очаровательная женщина. Загадочная улыбка притягивала. Я прочитал подпись: «Томас Гейнсборо. „Герцогиня де Бофор“». Решил: демобилизуюсь, приеду в Ленинград и обязательно посмотрю подлинник.
Поступив в
Ленинградский университет, купил
«Путеводитель по Эрмитажу». Из него
узнал, что картина Гейнсборо находится
на втором этаже. Думал, увижу большой
холст на стене. А он оказался высотой и
шириной меньше метра. Стоял на подставке
недалеко от окна. Высвечивался плохо,
и краски словно поблёкли. На меня смотрела
сорокалетняя женщина, похожая на
увядающий жёлтый тюльпан. Голова на
тонкой шее чуть склонилась под тяжестью
громадной копны волос. Это была не моя
божественная герцогиня Элизабет Боскауэн
(в замужестве герцогиня де Бофор). Я
отвернулся и пошёл смотреть другие
полотна европейского искусства.
День угасал.
Вечерело. Напоследок я решил ещё раз
взглянуть на герцогиню и никогда уже
её не вспоминать. Обиделся на Гейнсборо:
он меня разочаровал».
Принимавшая
зачёт Галина Ивановна вдруг перебила
меня вопросом:
– Помните,
в каком зале картина Гейнсборо?
– В трёхсотом.
– Какие там
ещё есть его работы?
– Она
единственная. И подарил её Эрмитажу
Алексей Хитрово.
Галина
Ивановна улыбнулась:
– Продолжайте!
«Захожу в
зал и не верю своим глазам. Из тумана
выплыла элегантная женщина. Рука с
тонким запястьем соблазнительно
придерживала голубой полушалок. Герцогиня
всколыхнула мою память о первой девушке,
в которую я был влюблён. В Брянске, под
Бежицким мостом была небольшая запруда.
На водной станции я взял лодку и пробрался
в этот заросший водорослями закуток.
Из воды выглядывали белоснежные лилии.
Они словно лебеди окружили меня. Охапка
лилий – первые цветы, которые я подарил
девушке.
Её все звали
«девушка в белом». На танцы она всегда
приходила в тонком белом свитере. Он
плотно облегал её хрупкую фигуру, обнимал
плечи и прижимался к лебединой шее…»
Зачёт по
европейскому искусству мне поставили.
В голове звучали есенинские строчки:
Да, мне
нравилась девушка в белом,
Но теперь я
люблю в голубом.
Недавно моя
дочь Маша рассказала, что когда‑то
знакомый парень подарил ей вырезанную
из старого журнала иллюстрацию картины
Гейнсборо: «Ты очень похожа на «Герцогиню
де Бофор».
Фотография из коллекции Архангельского литературного музея