Сегодня — День инженера-механика

А еще в этом году исполняется 70 лет механическому факультету АЛТИ-АГТУ, альма-матер практически всех инженеров-механиков нашего региона

Есть даже лесомеханическое братство, которое объединяет выпускников лесмеха АЛТИ. У меня была такая история. Я приехал в один из районов Архангельской области в качестве журналиста. Меня повели в автомастерские, попутно и как‑то поверхностно отвечая на мои вопросы. Увидев трелёвочный трактор, я радостно воскликнул: «Ух ты! ТДТ-55 — и на ходу»! У меня спросили: откуда я это знаю? Я гордо ответил: «По первому образованию я инженер-механик».

Многие из моих однокурсников тоже получили второе высшее образование. Кто‑то работает экономистом, кто‑то служит в силовых структурах, кто‑то занимается бизнесом. Но мы все искренне гордимся своим первым дипломом, дипломом механического факультета. Нам повезло учиться у замечательных преподавателей, знавших не только теорию, но и имеющих большой опыт практической работы.

Это Дмитрий Геннадьевич Мясищев, Борис Дмитриевич Васильев-Козлов, Павел Федосеевич Марченко, Михаил Анатольевич Сенников, Борис Ксенофонтович Микитюк. Запомнились своей неординарностью и широчайшими знаниями супруги Виктор Дмитриевич и Зинаида Яковлевна Есафовы. Нас учил и тогда ещё начинающий преподаватель Илья Игоревич Иванкин. Конечно же, мы с удовольствием вспоминаем и нашего декана Рудольфа Ильича Миронова. А всех студентов-механиков конца 1980-х — 2000 годов опекала Людмила Анфиногеновна Анисимова. Можно говорить много добрых слов о каждом сотруднике деканата и преподавателе механического факультета.

А недавно я пообщался с Вениамином Николаевичем Потехиным, кандидатом технических наук, доцентом кафедры технологии конструкционных материалов, заслуженным работником высшего образования РФ, который отработал в университете почти 60 лет.

Вениамин Николаевич совсем недавно ушёл на заслуженный отдых, но продолжает оказывать консультации на родном факультете. А 2024 год для него трижды юбилейный: 95 лет АЛТИ, 70 лет факультету, а 26 декабря ему исполнится 85 лет.

– Я помню точную дату, когда я впервые оказался на механическом факультете ещё студентом, — начал разговор Вениамин Николаевич. — Это было 1 октября 1957 года. Первая лекция у нас была по высшей математике, её читал Андрей Николаевич Дьячков. Вторая и третья пары были — практика в учебно-производственных мастерских АЛТИ, вёл занятие ассистент кафедры технологии металлов Евгений Михайлович Боровиков. Вот с этого дня началось моё пребывание в АЛТИ.

– А где тогда размещался факультет?

– Кафедра была в аудитории 342 в главном корпусе, а факультет — в 327. Факультет тогда был, конечно, небольшой — четыре группы, то есть всего 100 человек. В нашей группе, как и в других трёх, изначально занималось 25 человек, а к пятому курсу осталось всего 12. Двое перешли на другую специальность, а остальных отчислили. Отчисляли тогда сурово.

– Видимо, из‑за столь суровых требований факультет готовил специалистов, которых ждали не только на предприятиях области, но и страны….

— Один мой однокурсник Владимир Николаевич Ившин после окончания вуза ездил на два года в Якутию работать. Когда он там пришёл в организацию, которая занимается наймом работников, то местный кадровик тут же спросил: «Ты из АЛТИ, из Архангельска? Там же мой брат учится, Серёга Дернов, может, знаешь?» Ившин ответил: «Да мы же с ним в одной группе учились». Вот настолько тесен мир, и настолько был известен наш институт. Многие наши выпускники работали в разных сферах. Например, у нас на факультете учился и Анатолий Антонович Ефремов, который впоследствии стал губернатором Архангельской области. Я его студентом помню. Вышли с нашего факультета и другие известные люди в нашей области и за её пределами.

Я храню все списки студентов с первого года моей работы на механическом факультете АЛТИ, на кафедре технологии металлов. А преподавать я начал в 1964 году.

– После окончания института вы работали на производстве?

– Да, по распределению я два года отработал в Вельске, на предприятии «Вельсклес», а 22 октября 1963 года случайно встретил своего бывшего преподавателя Валентина Фёдоровича Попова, он работал на кафедре эксплуатации и ремонта, даже одно время был деканом факультета. И во время этой случайной встречи Валентин Фёдорович предложил мне стать преподавателем, но на его кафедре места не оказалось, и по предложению Владимира Петровича Быкова я начал работать ассистентом на кафедре технологии металлов. Затем окончил аспирантуру в МВТУ имени Баумана, защитил диссертацию и всю жизнь трудился безвылазно на этой кафедре. Сейчас, к сожалению, этой кафедры нет, да и многих коллег уже нет в живых.

– В те годы много училось студентов?

– Вуз работал тогда в две смены, и это было нормально, потому что учились студенты дневного, вечернего и заочного обучения. Александр Максимович Губенко, первый заведующий нашей кафедрой, чтобы разгрузить кафедру в конце семестра, заставлял работать с заочниками по субботам и воскресеньям. Конечно, это было удобно для заочников из Архангельска и пригородов. Профессиональная закалка с тех времён сохранилась у преподавателей нашего поколения, пожалуй, на всё время работы. Ведь хочется, чтобы студенты как можно больше знаний унесли в голове после занятия.

– Ваши лекции мы запомнили на всю жизнь. И то, как вы учили нас решать неординарные задачи…

– А как иначе‑то? Хочется же, чтобы студент этот материал понял. Я всю жизнь железяки таскаю. Студентов прошу: «Ребята, если есть что‑то интересное, несите сюда». Как‑то раз мне привезли из Няндомы поршень. Он такой здоровенный, диаметр — 208. А у него нет отверстия под поршневой палец. Показал даже нашим преподавателям на кафедре транспортных машин. Удивления было… Ну как это — поршень соединяется с шатуном без пальца, который через весь поршень? Не может такого быть! Но ведь поршень такой есть, он у меня в руках. Потом я попросил одного знакомого, который работал в Исакогорском железнодорожном депо, принести то, что соединяет шатун с поршнем без этого длинного поршневого пальца. Принесли. Оказывается, там на четыре шпильки коротенький поршневой палец крепится прямо к поршню. В нашем вузе о таком креплении никто не слышал, а для тепловозников это было обычным делом.

– А есть какие‑то фирменные ваши вопросы, которые вы студентам на экзамене задавали, какие‑то ваши особенные приёмы в преподавательской практике?

– Как правило, показывал какую‑нибудь желёзку, валик или втулку и спрашивал, например, какую посадку здесь выберете, какое поле допуска?

А что касается преподавательских приёмов, наверное, нужно ещё и рассказать о методе стимулирования студентов, который я практиковал. У механиков на третьем курсе в первом семестре была курсовая работа по дисциплине «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения». Я говорил: кто представит мне работу до Нового года, а точнее — до 26 декабря, получит оценку «отлично». Безусловно, они выполняли, показывали, при необходимости я красным карандашом отмечал недостатки или ошибки, но тем не менее после внесения всех исправлений пятёрку всегда ставил.

– А для чего вы храните все списки студентов?

– Сергей, поверьте, иногда так приятно их перечитать, вспомнить того или иного студента. Вот, например, я начал читать лекции в 1971 году, у меня в тот учебный год были студенты факультета МТД. Там была одна дама. Я помню её имя, отчество, фамилию, день рождения, адрес, где она жила. А запомнил я её по вопросу про кристаллизацию, который она мне задала. Я преподавал студентам практически всех факультетов АЛТИ, многие студенты мне запомнились, хотя не буду лукавить, помню, конечно же, не каждого студента. За более чем полвека работы их было очень много, но списки храню.


Сергей НЕЗГОВОРОВ. 

Фото автора

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.