Августовским вечером в 2021 году два архангелогородца поспорили на территории автостоянки. Конфликт перешёл в потасовку. Итог — травма глаза у одного из оппонентов, не ожидавшего силовых приёмов. В 2023 году уголовное дело в отношении распустившего руки прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Получивший травму, потребовавшую лечения в стационаре, обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, указал, что испытывает боль, состояние его здоровья ухудшилось, что, по его мнению, является следствием травмы.
Новодвинский городской суд взыскал в пользу истца сто тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции, настаивая, что прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию не означает, что он признан виновным в преступлении, поэтому никакой ответственности нести не должен, а истец, уехавший с места инцидента, мог получить травму где‑то ещё.
Архангельский областной суд, рассмотревший спор в апелляционном порядке, пришёл к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда первой инстанции.
Действия ответчика, причинившего истцу травму, были квалифицированы по части 1 статьи 115 Уголовного кодекса Российской Федерации как умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
В ходе рассмотрения уголовного дела представший перед судом ответчик заявил ходатайство о его прекращении в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Как следует из протокола судебного заседания по уголовному делу, мировой судья разъяснил подсудимому последствия прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию. Постановление о прекращении уголовного дела подсудимый и его защитник не обжаловали, оно вступило в законную силу.
Причинение истцу травмы, оцениваемой как лёгкий вред здоровью, подтверждается представленной суду медицинской документацией.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, не освобождается от обязательств по возмещению причинённого им ущерба, а потерпевший имеет возможность защитить свои права и законные интересы в порядке гражданского судопроизводства.
Заявляя ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности ответчик, имевший право на судебную защиту и публичное состязательное разбирательство, сознательно отказался от доказывания незаконности уголовного преследования и связанных с этим негативных для него правовых последствий, в том числе в виде необходимости возмещения вреда, причинённого преступлением.
Решение районного суда о взыскании компенсации морального вреда вступило в законную силу.