Обычно центр и окраина воспринимаются как понятия противоположные. Но именно на окраинах рождались знаковые личности, которые меняли судьбы стран, также там происходили события, хранящиеся в памяти народной столетиями.
Мезень — пример тому. Как сказал уроженец Мезени, современный классик литературы, лауреат Государственной премии Владимир Личутин, Мезень, Пинега и Печора триста лет кормили государство, наполняли государственные сундуки золотом, когда осваивали Сибирь. Эти богачества легли в основу благосостояния государства, а главный центр поморской жизни хранился в Мезени.
Об этом Владимир Владимирович говорил во время встречи с земляками, которая прошла после открытия дома-музея его имени. (Об открытии Дома-музея Владимира Личутина «Правда Севера» рассказывала в номере за 17 июля.) В этом доме прошло детство будущего писателя, поэтому с ним его связывают воспоминания о семье, школе, друзьях. А главное — о маме, поднимавшей детей без отца, который не вернулся с фронта.
И всё же Владимир Личутин считает, что этот музей непременно должен выйти за рамки бытописания его жизни и жизни его семьи, хотя род Личутиных весьма известен и уважаем в Мезени.
— Этот музей должен стать эстетическим духовным центром русского народа, — сказал тогда Владимир Владимирович. — Потому что Мезень — создательница русского государства.
Также Владимир Владимирович говорил и о том, что «Мезень — это сакральный, духовный центр России, потому что здесь был рай».
Может быть, поэтому Владимир Личутин мечтает, чтобы открывшийся в Мезени дом-музей его имени расширял временные рамки, чтобы он стал местом осмысления роли Мезени и поморов в исторических процессах, которые проходили не только в стране, но и в мире.
Могут ли задумки писателя воплотиться в жизнь и каким образом? Сегодня об этом наш разговор с заслуженным художником России Сергеем Сюхиным.
— Сергей Никандрович, вы недавно вернулись из Мезени. Какое впечатление у вас сложилось о прижизненном музее писателя?
— Музей открылся недавно, и видно, что он ещё необжитой. Но дух там уже появился! Особенно это ощущается в маленькой комнате, где прошло детство Владимира Владимировича. А у писателя, как и у художника, творчество всю последующую жизнь питается детскими впечатлениями, чувствами, которые тогда возникли, событиями, который остались в памяти с того времени.
— Я присутствовала в доме, когда Владимир Владимирович переступил порог комнаты, где прошло его детство. Конечно, это его взволновало. Тем более что создатели музея сделали всё возможное, чтобы воссоздать обстановку комнаты, которая соответствовала бы той, которая была в детстве писателя.
— Я несколько раз прошёл по этому дому. Сначала экскурсию по нему мне провела Екатерина Аннюк, которая отвечала за создание музея. А потом прошёл сам и представил, как бы я попал в дом моего детства — к сожалению, он не сохранился. И понимаю, что это большое душевное потрясение оказаться в таком доме.
— Владимир Владимирович сказал добрые слова создателям музея, но всё же высказал опасения, что музей может стать музеем быта. Он же делает акцент на духовности, которая была присуща поморам и которая должна, по его словам, стать главным смыслом деятельности музея. Но нужны идеи, которые позволили бы воплотить пожелания писателя в жизнь.
— Когда я был в Мезени, в доме-музее Владимира Личутина организовали встречу со мной учеников местной школы искусств. Я видел, как было интересно ребятам — они внимательно слушали, задавали вопросы. И такие встречи могут быть важной составляющей работы музея. Нам сейчас необходимо дать подрастающему поколению подлинные маяки, чтобы они окончательно не запутались в мировой паутине, не оторвались от родной земли. Но это также касается и их родителей, сознание которых формировалось в девяностые и нулевые годы, когда своей историей и духовностью не очень‑то интересовались и дорожили. Пришло время исправлять ошибки. И, думаю, прежде всего важно показать примеры и их земляков-груманланов, которые ходили до Шпицбергена — архипелага в Северном Ледовитом океане, который в то время называли Грумантом. Чтобы достичь его, требовались огромное мужество, знания, морская сноровка и выносливость. Также перед глазами этих ребят пример их земляка Владимира Владимировича Личутина, который стал не просто известным писателем, но и исследователем подлинной истории Поморья и России.
— Знаю, что Владимир Владимирович хотел бы в усадьбе, прилегающей к дому, поставить бюст Семёну Дежнёву, земляку, исследователю и первооткрывателю Арктики. Известно, что с просьбой сделать такой бюст он обратился к вам. Эта идея нашла развитие?
— Прежде чем принимать какое‑то решение, мне важно было съездить в Мезень и посмотреть музей не по фотографиям, а на месте. Прочувствовать это место самому. Особенно меня заворожила усадьба. Захотелось в этом пространстве создать духовную среду груманланов — поморов. А территория это позволяет.
Что касается бюста Семёна Дежнёва, он туда не впишется. Бюст смотрится официально, он не для такого места. Поэтому стоит делать фигуру, которая будет в движении. А ещё важна одежда, соответствующая исторической эпохе. Но главное — первооткрыватель арктических земель окажется в своей родной поморской среде, которую и предстоит создать в этой усадьбе. Разумеется, сам музей будет важной составляющей частью проекта. В результате может получиться очень интересное творческое пространство, но к его созданию стоит привлечь специалистов — архитектора, молодых дизайнеров.
— Чтобы создать этот музей, местные власти, а также сотрудники мезенской библиотеки, к которой он причислен, приложили большие усилия. Также больших усилий стоило и Екатерине Михайловне создание музейной экспозиции. Сейчас, по сути, вы предлагаете ещё один проект, который требует немалых усилий, а также финансирования…
— Чтобы по‑хорошему разработать этот проект и воплотить в жизнь, конечно, материальная поддержка будет нужна. Но это может быть грантовое финансирование. Надеюсь, что в Мезени к этому проекту отнесутся с пониманием, во всяком случае, у Екатерины Михайловны я его нашёл. Сейчас жду от неё размеры усадьбы, чтобы конкретнее представить, какие там есть возможности для реализации этих творческих задумок.
Не сомневаюсь, что у нас найдутся и единомышленники. К примеру, сейчас меня очень вдохновляют наши жонки, которые создают ТОСы, обустраивая свою малую родину, всё делают по велению души. Думаю, что и здесь можно рассчитывать на такую поддержку. Важно, чтобы, обустраивая усадьбу, мы думали не только о туристах и гостях Мезени, но прежде всего о самих её жителях. Чтобы они понимали, в каком уникальном месте живут. И что потерянный некогда рай можно вернуть…
Фото автора и музея Владимира Личутина в Мезени